История министерства

I. Формирование структур по безопасности и охране внутреннего порядка в древних государствах Средней Азии

- безопасность и внутренний порядок в древних государствах Средней Азии (VII век до нашей эры – VIII век нашей эры)

- охрана порядка и спокойствия в средние века в государствах Средней Азии (IX-XV века) 

- общественный порядок и деятельность миршабов в узбекских ханствах (середина XVI-IХ веков) 

- военно-полицейский порядок в эпоху царской России (конец ХIХ века – начало ХХ века)

II. Органы внутренних дел в период Советского Союза

- создание и деятельность рабоче-крестьянской милиции в Туркестане (1917-1924 гг.)

- органы внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

- органы внутренних дел Хорезмской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

- органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1925-1939 гг.)

- органы внутренних дел в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг.)

- органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1950-1989 гг.)

III. Реформирование системы органов внутренних дел Узбекистана в годы независимости 

- первые изменения в органах внутренних дел (1991-1998 гг.)

- совершенствование органов внутренних дел (1999-2016 гг.)

- первостепенная задача – служение интересам народа (с 2016 – по сей день).  

Введение 

Изучая исторические источники, можно сделать вывод о том, что в государствах, существовавших в древние и средние века на территории нашей Родины, задачи по охране дворцов и правительственных зданий, крепостей и других сооружений, обеспечению общественного порядка, спокойствия в городах и селах, безопасности населения, борьбы с преступностью, установлению, задержанию и наказанию  виновных, кроме военных, выполняли также “сокчи (охранник)”, “коровул (сторож)”, “чокар”, “шихна”, “ясовул”, “кукалдош”, “мухтасиб”, “посбонбоши”, “сарбоз”, “миршаббоши” и “миршаб”. Всех их можно назвать подразделениями стуктур безопасности, ставшими истоками современных органов внутренних дел, которые непрерывно связаны с историей узбекской государственности.

Обращая взгляд в прошлое, можно отметить, что согласно политическим условиям в различных государствах менялись названия, задачи и методы работы подобных структур. К примеру, созданная в конце ХIХ века в Туркестане, ставшем колонией Российской империи, полицейская система служила в основном интересам империи. Наряду с выполнением задач, связанных с обеспечением общественной безопасности и борьбы с преступностью, она занималась надзором за местным населением, предупреждением возможных народных восстаний, являясь вспомогательной силой военных подразделений.

В годы бывшего Советского Союза деятельность органов внутренних дел (вначале это была рабоче-крестьянская милиция) наряду с охраной общественного порядка и борьбы с преступностью была направлена на установление советского строя, укрепление его идеологии. Подразделения на местах старались своевременно и неукоснительно выполнять поручения центра.

Органы внутренних дел стали истинными защитниками и помощниками народа, надежной гарантией охраны мира и спокойствия в стране, общественной безопасности и безопасности граждан только благодаря провозглашению независимости. 

Коренные реформы, осуществляемые в последние годы в Узбекистане, способствуют совершенствованию системы, становлению органов внутренних дел профессиональной структурой, сотрудники которой считают служение интересам народа своим долгом, оказывают своевременную и качественную помощь населению.

Стоит отметить, что значительная часть личного состава ОВД – это сотрудники, внесшие достойный вклад в дело обеспечения мира и спокойствия в стране, борьбу с любыми проявлениями преступности, не жалеющие своей жизни ради народа.

Их самоотверженная служба, проявленные героизм и мужество, как неотъемлемая часть истории органов внутренних дел, всегда будут служить примером для сегодняшних и будущих поколений сотрудников.  

I. Формирование на территории древних государств Средней Азии структур по охране безопасности и внутреннего порядка

Безопасность и внутренний порядок в древних государствах Средней Азии  (VII век до нашей эры – VIII век нашей эры)

Появление первых государственных объединений вызвало необходимость в установлении границ для защиты от внешних врагов, охраны городов и крепостей, определения правил социально-экономических отношений, что, в свою очередь, вызвало потребность в структуре, решающей поставленные задачи по установлению и поддержанию порядка.

В частности, в первом тысячелетии до нашей эры в “Авесте” были приведены сведения о государственности, политико-правовой идеологии, социальных нормах, регулирующих порядок отношений между людьми в вопросах имущества, брака, семьи, а также преступления и наказания, суда и судебной практики.

Для справки: “Авеста” – священная книга зороастризма – религии, широко распространенной на территории Средней Азии в середине  II тысячелетия до нашей эры. “Авеста” состояла из 21 книги. Как отмечал Абу Райхан Беруни в своем сочинении “Памятники минувших поколений”,  период правления Иранского шаха Доро был описан золотыми буквами на коже 12 тысяч голов скота. В 2001 году в нашей стране широко отмечалось 2 700-летие “Авесты”, в связи с чем книга была впервые переведена на узбекский язык и издана.

В “Авесте” описывается применение системы наказания за преступления: смертная казнь, тюрьма, физическое наказание (избиение), восполнение ущерба, ссылка, кровная вражда. Указаны и рецидивные преступления, для которых определялись более жесткие виды наказаний. Вместе с тем, огромное внимание уделялось судебным воросам, к примеру, были лица, специально назначенные для ведения суда. 

Преступления классифицировались следующим образом:

- преступления против религии (вступление в брак с представителями другой религии, неверное исполнение задач священнослужителем, атеизм);

- преступления против морали (угроза, умышленное нападение, нанесение вреда здоровью врачом, смерть плода, нанесение ущерба здоровью беременной женщины);

- преступления против личности (умышленное убийство, нанесение легких и тяжких телесных повреждений);

- имущественные преступления (кража, ограбление, грабеж, скупость, мошенничество, невозвращение долга);

- преступления против животных (живодерство, определение вины в гибели животного);

- преступления против природных сил (нанесение вреда земле, воде, воздуху, огню и миру растений).

В средневековых государствах, расположенных на территории современного Узбекистана, таких как Согд, Тохаристан, Тюркский каганат, наряду с обеспечением экономического развития и политической стабильности важную роль играли вопросы охраны внутреннего спокойствия и порядка, борьба с нарушениями правил торговли и земледелия. В таких условиях возрастала потребность в постоянной военной силе, пополнявшейся хорошо вооруженными храбрыми и бесстрашными молодыми людьми. В это время в Согде возникли военизированные части, так называемые чокары, охраняющие общественный порядок, борющиеся с преступностью.

В частности, в Согде и на прилегающих к нему территориях безопасность торговцев на караванных путях во многом зависела от верных чокаров. В этот период, благодаря торговле по всему Великому шелковому пути, связующему Восток и Запад, в государственную казну поступали большие доходы, поэтому безопасность была важным вопросом. Специальные охранные части сопровождали караваны из одного пункта до другого, защищая от нападений бандитов. Чокары в ходе войн и военнных столкновений использовались в качестве военной силы, кроме этого, они контролировали и предупреждали факты совершения преступлений воинами, а также поддерживали порядок в армии.

На примере Тюркского каганата, сформировавшегося в VI веке, можно проследить этапы становления государственности. В тот период у чокаров совершенствовалось вооружение, развивались навыки и тактика ведения войны. В каганате все мужчины являлись военнобязанными, личные охранники Кагана в китайских летописях упомянуты как “фули”, то есть “волки”.

В целях управления многочиленным населением, родами и племенами, сбора налогов в каганате была внедрена система административного и военно-политического правления.

В VIII веке территория Средней Азии была завоевана Арабским халифатом. В результате вместе с исламской религией, законами шариата, арабской писменностью в регионе были внедрены система государственного правления халифата, должности (к примеру, эмир, председатель, садр, судья, муфтий и др.)  

В тот период большую роль в развитии исламского учения, правоведения и шариата (учение фикха) сыграли улемы-знатоки хадисоведения фикха. Особый вес имели Имам аль-Бухори (Мухаммад ибн Исмоил аль-Бухорий (810-870), его современник и ученик Термизи (Абу Исо Мухаммад ат-Термизий (824-894), Махмуд аз-Замахшари (1075-1144), Абу Мансур ал Мотуридий (870-944) и Бурхонуддин аль-Маргинони (1123-1197). Произведение Имама аль-Бухори “Ал-Жомиъ ас-саҳиҳ”, вобравшее в себя 7 275 достоверных хадисов, в течение почти 12 веков высоко ценилось на мусульманском Востоке после священной книги Коран в качестве основного учебного пособия. В вопросах законов шариата, отношений, складывающихся в обществе, брака-семьи, имущества улемы руководствовались данной книгой, выполнявшей задачу “правового кодекса” своего времени.

В четырехтомном бесценном произведении великого факиха (правоведа)  Бурхонуддина аль-Маргиноний – “Хидоя” с точки зрения исламского права проанализированы все ситуации, с которыми сталкивались мусульмане в то время. В частности это вопросы семейных и социально-правовых отношений, имущественные, торговые, преступления и наказания, наследства и гарантий, касающиеся долга и ответственности и другие.

Поэтому в 30-е годы прошлого века на территории нашей страны, до появления советских судов, произведение “Хидоя” являлось для судей основным руководством в ходе рассмотрения дел. Данное произведение и сегодня играет для мусульманских правоведов роль и теоретического, и практического пособия – самого точного и совершенного источника исламского правоедения. 

Охрана порядка и спокойствиия в средних веках в государствах Средней Азии  (IX-XV века)

К IX веку правление Арабского халифата в Средней Азии пришло в упадок, вследствие чего появилось несколько независимых государств. В Мовароуннахре началось правление Саманидов. 

Для управления большим государством Саманиды (865-999) создали компактную государственную администрацию.   

Как писал Наршахи, государство управлялось в основном десятью органами. В жизни государства и дворца правителя важную роль играли дворцовые охранники. Охранниками наряду с молодыми военнослужащими из местного населения могли быть и пленники, взятые в ходе войн.  Относились они к следующим сословиям:

- хожиби бузург (главный хожиб) – в государствах Саманидов, Газневидов, Хорезмшахов это были самые высокопоставленные чиновники, которые координировали ведомственнные отношения, а также были ответственными за безопасность дворца;

- хожиб – дворцовый командир. Ему подчинялся большой отряд – охрана, служащие  дворца и государственных ведомств в период войн, а также служащие, выполняющие ответственную работу;

- сохиби харос – выполнял обязанности начальника дворцовых охранников в государстве Саманидов;

- главный судья – контролировал деятельность казиев – чиновников, рассматривающих судебные дела, основанных на законах и правилах шариата;

- амири харос – ответственный за исполнение решений о наказании, вынесенных правителем;

- салохдор – ответственный за обеспечение войск вооружением и хранение оружия во дворце;

- шихна – исполнял обязанности главного миршаба, в его подчинении были отдельные военизированные части, специализированные на охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

- миршаб – (ночные охранники, мир – “амир”, то есть военный чиновник, “шаб” – ночь) являлся военнослужащим, специализировавшимся на обеспечении внутреннего порядка в государстве, спокойствия населения, охране общественного порядка, борьбе с преступностью. Миршабы также выполняли задачи, связанные со сбором налогов, установлением лиц, уклоняющихся от военной службы, исполнением решения судей, охраной преступников, осужденных к наказанию.

В период Саманидов и Караханидов функционировали отдельные органы по военным делам, сохранению спокойствия, соблюдению установленных правил. Как правило, во многих случаях сам хан или его сын тоже являлись главнокомандующими.

Государство Хорезмшахов (1097-1231) в свое время имело мощный военный потенциал. Кроме постоянных частей, на службе состояли также хорезмшахские мамлюки, то есть охранная часть, личный состав которой набирался из числа рабов-солдат. Такую систему впервые внедрил хорезмшах Аловуддин Такаш. В его охранной части было10 тысяч человек. Наряду с охраной Хорезмшаха и его семьи, мамлюки осуществляли различные экспедиции, привлекались к сопровождению торговых караванов.  

В государстве хорезмшахов были также шихны. Они со своими отрядами выполняли функции по охране спокойствия населения, общественного порядка и наказания преступников. Шихны были задействованы во всех делах, где существовала опасность для власти, строго преследовали тех, кто настраивал население против власти. Хорезмские шахи ставили своих шихн во всех заваеванных областях, городах и селах. Благодаря эффективной охране городов и караванных путей развивалась внутренняя и внешняя торговля.   

Все чиновники, в том числе руководящие военизированными частями, в обязательном порядке обеспечивались одеждой, согласно занимаемой должности, имели печати для текстов направляемых ими писем. В печати отражались имя, должность чиновника, выдавались они лично ханом. Печать в данном случае имела действие “служебного удостоверения”. Зарплата чиновникам выплачивалась согласно определенным правилам, ее повышение или сокращение зависело от изменения должности, служебного статуса. 

Правление Амира Темура и Темуридов оставило глубокий след в истории Узбекистана. Было создано крупное централизованное государство. Амир Темур положил конец разобщенности и раздорам в Мовароуннахре и Хорезме, он объединил территории от берегов Сырдарьи до Аральского моря в единое государство. Это, в свою очередь, сыграло положительную роль в судьбе народов Мовароуннахра.

В период правления Амира Темура во главе центральной администрации стоял главный визирь – девонбеги, который управлял Кабинетом Министров, состоящим из семи министерств. Первый визирь занимался вопросами налогов, полицейской службой, благоустройством государства. Второй – отвечал за военное дело, выдачу заработной платы солдатам и обеспечение их продуктами. В ведении третьего визиря были торговые, наследственные дела, печать, закот. Четвертый – управлял финансами, государственной казной. Для контроля над приграничными областями и подчиняющимися странами назначались три специальные визиря.

В “Уложениях” приводятся стороки, сказанные Амир Термуром о мероприятиях по охране спокойствия и порядка в стране: “Повелеваю, чтобы воров и бандитов наказывали на основе “Яса”, выгоняли  из страны интриганов, развращенных, ненасытных.

В каждый город и кишлак назначали начальника крепости, который бы охранял население, и если у кого-то украдут что-то, эта ответсвенность была на нем. И еще приказываю, чтобы на дорогах ставились сопровождающие, служители, которые охраняли дороги, людей на дорогах, торговцев, иноземцев, сопрождали имущества и другие вещи от места до места”.

Здесь уместно отметить то, что Амир Темур, в отличие от других правителей того времени, считал, что значимую роль в развитии страны играют не только военные походы и налоги, но и активные внешнеэкономические связи, торговля, поэтому в своем государстве он создавал благоприятные для этого условия. В частности, в дошедшем до нас письме французскому королю Карлу VI есть такие слова: ”...если ваши торговцы будут приезжать сюда и далее, то мы проявим им уважение, также если наши торговцы будут ездить в ваши края, то и наших примите с уважением, не оказывая вреда и силы. Потому что процветание мира связано с торговцами! ”

Эти и другие многие исторические сведения говорят о том, что в государстве Амира Темура эффективно действовала система сильного и справедливого управления.

Общественный порядок и деятельность миршабов в узбекских ханствах (середина XVI-IХ веков)

К XVI-XVIII векам на месте государства Темуридов возникли три независимых друг от друга ханств – Бухарское (с середины XVIII века – эмирство), Хивинское и Кокандское. Государственное управление в ханствах было схожим. Почти без изменений сохранился порядок правления эпохи Темуридов и Шейбанидов. Государственное правление, финансовые, судебные, полицейские и военные дела осуществлялись родственниками и близкими людьми правителя. Они имели большие права и льготы в вопросах исполнения своих задач.

При назначении меры наказания за совершенное преступление основывались на законах шариата. Такие чиновники, как шайхулислом, додхох, худайчи, мухтасиб (председатель), кукалдош следили за соблюдением законов религии и шариата, правильностью весов на рынках, безопасностью в масштабах страны. За мир и спокойствие населения ответственность несли начальники миршабов. Миршабы днем и ночью охраняли города и села, обеспечивая порядок и спокойствие в общественных местах, на рынках и улицах. Вместе с тем, на них возлагались задачи по исполнению наказаний, назначенных судами.  

В мирное время нерасформированная часть войск временно переходила в подчинение начальников миршабов для выполнения задач по обеспечению безопасности правителя, порядка и спокойствия в городах и селах, борьбе с кражами и другими преступлениями.

Народ осуждал желание завладеть чужим имуществом. Редко встречались обман на весах, воровство, прелюбодеяние и другие подобные виды преступлений, а если встречались, то наказывались демонстративно, при всем народе. К примеру, в источниках написано, что на рынках Бухары торговца, обманувшего покупателя, в полуголом виде везли на арбе и при всем народе заставляли кричать во весь голос: “Меня бес попутал, я обманул покупателя”. Такого рода эффективные меры служили, так сказать, профилактикой, методом предупреждения правонарушений.

В каждой махалле, на улице население выбирало аксакалов, которые помогали решать семейные конфликты, скандалы между соседями. Их решения должны были приниматься всеми без исключения. Только в редких случаях в конфликты включались миршабы и судьи. 

Военно-полицейский порядок в период царской России (конец ХIХ века – начало ХХ века)

В середине ХIХ века Российская империя, воспользовавшись тем, что ханства в Средней Азии враждовали и конфликтовали между собой, начала завоевывать их один за другим. Бухарский эмират и Хивинское ханство превратились в протекторат империи, а Кокандское ханство было ликвидировано, вместо него создано Туркестанское генерал-губернаторство.

Туркестанское генерал-губернаторство в своих руках соединило военнную и гражданскую власть. Оно являлось представителем царя, командующим войском Туркестанского военного округа, атаманом войск еттисувских казаков и главным полицейским. Кроме того, в стране существовали органы Министерства внутренних дел царской империи, которые осуществляли соответствующую деятельность.

В регионе начала внедряться система полиции Российской империи. В России правоохранная деятельность осуществлялась рядом государственных органов. Наряду с жандармерией и подразделениями охраны в подчинении Министерства внутренних дел, параллельно в 9 различных министерствах и ведомствах, работала система, имеющая функции военизированной полиции. К примеру, министерство торговли и промышленности имело службу горно-металлургической полиции, а также полицию, надзирающую над производством товаров. При министерстве финансов функционировали пограничная, таможенная, а также корчемная полиция. Министерству юстиции подчинялись конвойная служба и судейские приставы. Похожие полицейские подразделения были и в других министерствах.

В Туркестанских городах была внедрена должность полицмейстера, их права приравнивались к правам военных районных управителей. В Ташкенте вели работу полицмейстеры нового и старого города. Им подчинялись полицейские приставы. В подчинении каждого полицейского пристава служили от 10 до 30 городовых. В полицейскую службу местное население почти не привлекалось.  

Местная администрация – волостские управители и аксакалы имели полномочия типа низовой полиции, в них служили представители местного населения. Служителям из числа местного населения не выдавалось огнестрельное оружие.

В 1908-1910 годах в городах Туркестана были внедрены самостоятельные управления полиции, в Ташкенте – должность обер-полисмейстера, повысилось число сотрудников полиции – миршабов. Также для охвата городских и сельских местностей была внедрена деятельность районных полицейских подразделений. 

II. Органы внутренних дел в период Советского Союза

Создание и деятельность рабоче-крестьянской милиции в Туркестане (1917-1924 гг.)

28 октября 1917 года (10 ноября по новому исчислению), то есть спустя три дня после октябрьской революции, было принято постановление Народного комиссиариата внутренних дел РСФСР “О рабочей милиции”.

К этому времени Советы начали работу по установлению своей власти в Туркестане, внедрению милиции в целях обеспечения безопасности в регионе. 29 января 1918 года был объявлен приказ Туркестанского совета Народных депутатов №17 “О создании кадрового запаса и совершенствования деятельности милиции”. 

Для руководства работой по созданию нового формата милиции и кадровой подготовки 30 января 1918 года создан “Отдел управления инспектора милиции городов и районов Туркестанского края”. В феврале 1918 года во всех уездах, городах, волостях начали создаваться органы милиции. 

26 апреля 1919 года в составе Народного комиссариата внутренних дел Туркестанской автономной советской социалистической республики было создано Главное управление рабоче-крестьянской милиции, начальником которой назначили большевика Ф.Я.Цируля. Коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР утвердила постановление “О создании подразделений уголовного розыска в составе милиции” (5 октября 1918 г.), после чего в Туркестанской АССР подразделения уголовного розыска, сначала находившиеся в составе Народного комиссариата юстиции, перешли в состав милиции.

22 апреля 1920 года Советом народных депутатов Туркестанской АССР был принят “Устав о советской Рабоче-крестьянской милиции”, согласно которому задачи Туркестанской рабоче-крестьянской милиции состояли в следующем:

- выполнение задач, возложенных на Народный комиссариат внутренних дел в деле соблюдения порядка, а также обеспечение внедрения в жизнь требований постановлений, декретов и приказов;

- обеспечение безопасности организаций и зданий, считающихся общегосударственным имуществом (органы телеграфной, телефонной систем, почта и др.);

- охрана заводов, фабрик, шахт, других организаций и учреждений, связанных с производством;

- охрана лесов, полей, государственных заповедников, а также складов горючего, сырья и сельскохозяйственных товаров;

- охрана тюрем и лагерей временного содержания осужденных;

- оказание содействия всем управленческим органам в выполнении возложенных на них задач. 

К концу 1920 года на территории Туркестанской АССР было 34 городских, 26 уездных, 92 районных отделов милиции.

После того как в Туркестане при Народном комиссариате внутренних дел было учреждено Главное управление милиции, в его составе были сформированы отделения уголовного розыска, железнодорожной, промышленной, водной милиции. Вместе с тем, исходя из политической обстановки в стране, для борьбы с вооруженными действиями против советского режима, которые наблюдались в Туркестане, создавались специальные добровольные милицейские отряды.

Рабоче-крестьянская милиция, наряду с борьбой с преступностью, сыграла важную роль в деле внедрения в жизнь решений, постановлений, указов и  указаний, направляемых в Народный комиссариат внутренних дел Туркестанской АССР. 

Рабоче-крестьянская милиция столкнулась в своей деятельности со многими сложностями. С одной стороны, существующий строй использовал ее для реализации своей власти в качестве основного звена. Во-вторых, ее деятельность по обеспечению спокойствия народа, которая являлась основной задачей милиции, велась не на должном уровне. Знания и навыки сотрудников находились на низком уровне, в том числе по причине нерешения вопросов, связанных с материальным обеспечением. В милиции распространились такие пороки, как взяточничество, вымогательство, злоупотребление служебным положением, алкоголизм.

Начальники милиции, назначаемые в основном из числа представителей европейской национальности, не знали местных традиций и языка, пренебрежительно относились к обращениям населения. Все это, вкупе с малочисленностью местных кадров, было основной причиной формирования у населения негативного отношения и недоверия к милиции. Такого рода отрицательные явления наблюдались и в другие периоды советской системы.

Организационная структура Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел Туркестанской  АССР. УзР МДА 39-й фонд, 1-й список, 48-папка, 24-стр.

Органы внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

30 августа 1920 года в результате нападения войск Красной армии был свергнут Бухарский эмир. 2 сентября 1920 года, согласно решению Всебухарского революционного комитета, начала создаваться народная милиция. Ее начальником был назначен С. Юсупов. Народный инспектор внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) М. Саиджонов начал свою деятельность в этой должности с 14 сентября 1920 года. В составе народной инспекции внутренних дел были созданы Главное управление милиции и отдел уголовного розыска. 15 сентября 1920 года начальником отдела уголовного розыска был назначен А. Курбонов, его помощником – Ф. Мельцер.

В соответствии с приказом Инспекции внутренних дел БНСР от 25 сентября 1920 года было создано Главное управление милиции. 17 января 1921 года Всебухарский Центральный исполнительный комитет и Совет народных инспекторов принят декрет “О рабоче-крестьянской милиции”. Согласно документу, рабоче-крестьянская милиция состояла из старших и младших милиционеров, руководящего состава уголовного розыска, агентов розыска, сотрудников канцелярии и технических сотрудников. 

Постановления Совета народных инспекторов Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) “О Главном управлении уголовного розыска и милицейском резерве”, утвержденныое 5 марта 1922 года, “О народной инспекции внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики ” от 10 октября 1923 года способствовали созданию органов внутренних дел, были определены их задачи и полномочия, а также основные направления деятельности.

Органы внутренних дел Хорезмской Республики (1920-1924 гг.)

30 апреля 1920 года на первом Всехорезмском конгрессе народных представителей было объявлено о создании Хорезмской Советской Народной Республики. В этот день приняли постановление “Об учреждении в стране управления милиции и охране города Хивы”. Согласно документу, при Инспекции юстиции учреждено Управление милиции. Первый инспектор внутренних дел Н. Шоликоров вступил в должность 30 апреля 1920 года.

В городе Хиве было создано специальное управление милиции, а на местах – его подразделения. Основными задачами отдела являлись борьба с контрреволюцией, преступностью, охрана общественного порядка внутри города. В состав отдела вошли около ста народных милиционеров. 

К апрелю 1923 года отряд милиции состоял уже из 600 человек (более 400 конных). Кроме спецуправлений Хивы, существовало еще 27 опорных пунктов милиции, где действовали почти 30 старших милиционеров. 5 ноября 1923 года, согласно постановлению Хорезмского центрального исполнительного комитета, при Народной инспекции внутренних дел в целях охраны безопасности граждан, наведения порядка в революционных условиях, защиты социалистического имущества было создано Республиканское центральное уравление охраны. 30 ноября 1924 года отдел милиции перешел в распоряжение Хорезмского революционного комитета.

Создание органов внутренних дел и их деятельность в Хорезмской и Бухарской народных советских республиках проходило в условиях конфликтов и противоречий. В частности, при создании органов милиции, как и в РСФСР и Туркестанской АССР, работа основывалась по единому “сценарию”, не учитывались местные условия, жизненный уклад народа. В результате этот процесс столкнулся с множеством проблем и конфликтов.  

Органы внутренних дел в Узбекской Советской Социалистической Республике (1925-1039 гг.)

В конце 1924 года в результате национально-территориального размежевания границ в Средней Азии и создания Узбекской ССР (февраль 1925 года) органы внутренних дел, функционировавшие на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республик, были переведены в подчинение Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР, на них были возложены задачи по конторолю за подразделениями милиции и уголовного розыска.

При Центральном административном управлении Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР создали отдел “Милиции и уголовного розыска”. Ему подчинялись 7 областных подразделений (Ташкент, Фергана, Самарканд, Зарафшан, Кашкадарья, Сурхандарья и Хорезм), 13 районных подразделений (Мирзачуль, Коканд, Андижан, Наманган, Джизак, Хожанд, Каттакурган, Нурата, Кармана, Китаб, Шахрисабзс, Гузар, Бауман и Сариасия) и привокзальное отделение Самаркандской области. 

1 декабря 1925 года Народный комиссариат внутренних дел принял “Устав о Рабоче-крестьянской милиции Узбекской ССР”. В первой части было определено: “Советская рабоче-крестьянская милиция Узбекской ССР, являясь исполнительным органом центральной и местной власти,  внедряет в жизнь постановления, приказы, указания по обеспечению революционного порядка и безопасности ”. 

В данный период на милицию возлогались следующие задачи:

- защита революционного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

- принятие участия в деле внедрения в жизнь требований вынесенных с высоких инстанций законов, постановлений, указаний и декретов;

- охрана тюрем;

- борьба с преступностью;

- контроль за санитарными условиями в населенных пунктах;

- выдача паспортов населению, оформление документов, касающихся отправки по почте посылок и денежных переводов, восстановление утерянных документов;

- взыскание административных штрафов;

- контроль за сельским хозяйством и проверка численности голов рогатого скота.  

23 сентября 1926 года Народный комиссариат внутренних дел Узбекской ССР принял постановление по повышению эффективности деятельности уголовного розыска и органов милиции. В нем отмечалось: “На всех начальников областных административных отделов возложена задача по объединению отделов милиции и назначению руководителем начальника отдела милиции”.

31 декабря 1930 года деятельность Народного комиссариата внутренних дел была остановлена. В результате таких преобразований управление милиции с имеющимся штатом перевели в распоряжение Совета народных комиссаров, а отделы милиции областей, городов и районов – в подчинение соответствующих региональных исполнительных комитетов.

В 1930-е годы в Советском Союзе начала внедряться паспортная система, в связи с этим на местах начали действовать паспортные службы.

На совещании Совета народных комиссаров Узбекской ССР, проведенному 3 апреля 1932 года, был утвержден “Устав о главном управлении рабоче-крестьянской милиции при Совете народных комиссаров Узбекской ССР”. В Уставе отмечалось: “Главное управление рабоче-крестьянской милиции осуществляет задачи, связанные с охраной общественного порядка, защитой революционного правительства, а также руководство органами милиции в защите личной безопасности, имущественной неприкосновенности и их прав и интересов”. 

В первое время для молодых сотрудников, принятых в ряды милиции, организовывались 2-3 месячные курсы подготовки. В 1932 году была создана Ташкентская средне-специальная школа милиции по подготовке юридических кадров для органов внутренних дел.  

10 июля 1934 года, согласно постановлению Центрального исполнительного комитета СССР, был воссоздан Всесоюзный народный комиссариат внутренних дел. Ему стали подчиняться органы государственной безопасности и Главное управление милиции.  

В ноябре-декабре 1935 года установили порядок аттестации всего руководящего состава милиции, учредили специальные звания и знаки для сотрудников, установили конкретные права и обязанности руководящего состава, правила по назначению и увольнению сотрудников. 

3 марта 1936 года в составе органов внутренних дел была создана служба Государственной автомобильной инспекции.

В оперативных органах Народного комиссариата внутренних дел звания руководящему составу давались согласно специальной подготовке, служебной аттестационной квалификации, трудовому стажу. Для прохождения службы были определены следующие специальные звания: сержант милиции, младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, майор милиции, старший майор милиции, инспектор милиции, директор милиции и главный директор милиции. 

Органы внутренних дел в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг.)

Узбекский народ, как и другие народы, внес весомый вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. На фронтах погибло почти 400 тысяч узбекистанцев, еще сотни тысяч работали на трудовом фронте. 

Узбекская милиция, в частности Ташкентская школа милиции, взрастила и воспитала много храбрых защитников Родины. Они мужественно сражались на полях сражений, подавая пример героизма.

Ташкентская школа милиции стала основной базой подготовки оперативных сотрудников. Кроме основных отделов 9-месячного обучения, из-за нехватки кадров были созданы 3-месячные и 20-дневные курсы. 

Исходя из военных условий был осуществлен ряд изменений в структурах государственных организаций, а также возложенных на них задачах и полномочиях. В феврале 1941 года Народный комиссариат внутренних дел СССР и его отделы на местах разделились на две структуры – Народный комиссариат внутренних дел и Комиссариат государственной безопасности.

Сокращение личного состава в условиях войны привело к серьезным сложностям. Для их устранения необходимо было принимать срочные меры по восполнению рядов органов милиции. Как правило, ряды пополнялись лицами, вернувшимися с фронта по причине ранения, отстраненные от службы в армии по состоянию здоровья и возраста, а также женщинами. К примеру, с 1942 по 1945 годы состав курсантов Ташкентской школы милиции пополнялся за счет женщин. В тот период число женщин-курсантов составляло 60 процентов общего числа обучающихся.

27 июня 1941 года Народный комиссариат внутренних дел Узбекской ССР вынес приказ, согласно которому студенты второго курса Ташкентской школы милиции (68 студентов) в июне, а слушатели первого курса (72 человека, из них 40 девушек) – 4 октября должны досрочно закончить учебу и получить направление на службу в органы милиции. Это было сделано с целью хотя бы частичного удовлетворения потребности в кадрах личного состава милиции. 

В ходе перехода народного хозяйства на военный режим в масштабах Союза 30 июня 1941 года был вынесен приказ “Об отмене выдачи отпусков сотрудникам личного состава внутренних дел и призыве сотрудников, находящих в отпуске“. На основании данного приказа 1 июля Народным комиссариатом внутренних дел Узбекской ССР во все области были направлены указания об укреплении дисциплины и безопасности, усилении оперативных мероприятий, а также организации суточных дежурств руководителей органов милиции, обеспечении непосредственного выезда территориальных руководителей на места преступлений. В результате расширился круг задач и полномочий сотрудников органов внутренних дел.

20 июля 1941 года был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Комиссариата государственной безопасности и Народного комиссариата внутренних дел и преобразовании их в Народный комиссариат внутренних дел.

9 февраля 1943 года, согласно Решению Президиума Верховного Совета СССР, для личного состава милиции были приняты специальные звания и погоны. В постановлении предусмотрены следующие звания:

3-й  ранг (степень) – комиссар милиции,

2-й  ранг – комиссар милиции,

1-й  ранг – комиссар милиции. 

В 1-ю категорию входили майор, подполковник (младший) и полковник (высший руководящий состав); во 2-ю – младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан милиции (средний руководящий состав); в 3-ю – младший сержант, сержант, старший сержант милиции (младший руководящий состав), в рядовой состав – ефрейторы милиции. 

В апреле 1943 года Народный комиссариат внутренних дел разделился на два отдельных самостоятельных комиссариата. Основная цель – совершенствование работы по обеспечению общественной и государственной безопасности в стране, предупреждению деятельности зарубежной агентуры и преступлений. 

С первых дней войны многие сотрудники республиканской милиции добровольно вступили в ряды действующей армии.

В частности, в первые месяцы войны, на основе приказа Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР, 57 сотрудников по республике, служащих на руководящих должностях, в оперативном порядке были направлены в ряды Красной армии. Кроме них, 60 процентов слушателей Ташкентской школы милиции, 30 процентов командиров и преподавателей, 1 489 сотрудников из органов Самаркандской милиции, 204 самых лучших сотрудников узбекской дивизии отдела Ташкентской железнодорожной милиции вступили в ряды дивизии генерала Панфилова. 

В годы войны масштаб задач, возложенных на органы внутренних дел, постоянно возрастал, милиции Узбекистана давались новые специальные поручения. 

В частности, охрана объектов народного хозяйства, борьба с явлениями, связанными с уклонением от мобилизации на трудовой фронт и трудовой деятельности, контроль над людьми, эвакуированными из разных точек страны (предупреждение дезинформации с их стороны), предупреждение хищения военных грузов, контороль над торговлей продуктов питания и промышленных товаров, а также продуктов по карточкам, борьба с безнадзорностью детей, оказание практической помощи тем, кто потерял близких людей и др. 

23 января 1942 года на основе Постановления Президиума Верховного Совета СССР “О помещении детей, оставшихся без родителей, в соответствующие учреждения” в местных исполнительных комитетах были созданы специальные комиссии.

Данные комиссии вели свою деятельность совместно с органами внутренних дел по воспитанию оставшихся без родительской опеки детей, размещению их в соответствующие учреждения, их трудоустройству, защите прав несовершеннолетних, предупреждению среди них безнадзорности. Значительно повысилось число детских приемников-распределетилей при милиции. Сотрудниками осуществлялась эффективная работа по приему эвакуированных детей, установлению тех, кто остался без родительской опеки. 

В 1944 году сотрудники транспортной милиции и детские инспектора на Ташкентской железной дороге в поездах и на станциях обнаружили 20 690 детей, оставшихся без родителей и близких, и поместили их в специальные учреждения. Центральное адресное бюро паспортного отдела Главного управления милиции, созданное в 1941 году, вело регистрацию постоянного места жительства эвакуированных детей в целях повышения эффективности работы по их распределению.  

В годы войны в масштабе Союза в данное бюро поступило 3,5 миллиона письменных заявок с просьбой установить место жительства родственников, в ответ на которые сотрудники милиции сообщили новые адреса более 2 861 000 человек. Кроме того, найдены и возвращены родителям более 20 000 потерянных детей. Из источников известно, что с первых дней войны до мая 1943 года в масштабе Союза более 190 000 детей потеряли связь со своими родителями. Оказание помощи таким родителям и детям требовало огромной ответственности. Сотрудники милиции Сурхандарьинской области также принимали активное участие в данной работе. В 1944 и первом квартале 1945 года более 1 422 безнадзорных детей были возвращены в свои дома или переданы в соответствующие воспитательные учреждения. 

Специальными комиссиями, созданными в годы войны, было проведено немало мероприятий по предупреждению безнадзорности детей. В крупных населенных пунктах, на железной дороге и в других местах увеличилось количество комнат по приему и распределению детей, функционирующих при милиции. Основной задачей таких комнат было установление безнадзорных, их воспитание, изучение обстоятельств жизни, анализ. С помощью сотрудников прокуратуры и милиции привлекались к ответственности виновные лица, находились родители или близкие родственникики потерянных несовершеннолетних, с ними установливался контакт, к ним доставлялись дети. 

В тот период органы внутренних дел вели эффективную работу по установлению безнадзорных и бесконтрольных несовершеннолетних, предупреждению возросшей в это время преступности с их участием. Пункты приема и распределения детей при органах внутренних дел были созданы в ряде крупных городов Узбекистана, в частности на железнодорожных вокзалах и в густонаселенных районах Ташкента, Самарканда, Андижана, Ферганы и других городов. В результате проведенных мероприятий в годы войны удалось добиться значительного сокращения числа преступлений с участием детей.

Рост экономических трудностей в условиях войны умножил имеющиеся  социальные проблемы, возросла потребность населения в ряде продуктов. 18 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал постановление, касающееся раздачи (реализации) по карточкам, согласно определенным нормам, некоторых продуктов питания и необходимых для населения промышленных товаров. В тот период участились случаи проведения между гражданами незаконных торговых операций, кражи продуктов и карточек, изготовления карточек в подпольных типографиях.  

После внедрения карточной системы стали развиваться новые виды преступлений. В целях их пресечения 20 марта 1942 года был издан приказ Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР “О борьбе с кражей у населения продуктов питания и другими аналогичными видами преступлений”. Согласно приказу, приняты практические меры по борьбе с кражей продуктов питания и промышленных карточек в общественных местах, транспорте, магазинах, на рынках, а также злоупотреблением в распределении карточек, их подпольным изготовлением. К примеру, совместно с органами милиции Таджикистана была разоблачена группа, которая подпольно печатала продуктовые карточки. У преступников в крупном размере были изъяты поддельные талоны и деньги. В ходе следственных действий, проведенных в городах Душанбе и Ташкенте, были обнаружены подпольные печатные станки. Также стало известно, что данная преступная группа за короткое время украла 500 тонн хлебобулочных изделий.

Среди аналогичных преступлений, совершенных на территории Узбекистана, наиболее крупное было раскрыто сотрудниками милиции города Ташкента 29 декабря 1944 года. В результате оперативных мер инспектора отдела уголовного розыска задержали преступную группу, изготовившую и использовавшую фальшивые карточки на 400 тонн хлебной продукции.

В результате обыска у преступников изъяли 12 миллионов рублей, 2 100 золотых монет и другие ценные вещи. Были выявлены другие преступления, совершенные с их участием, всех членов преступной группы приговорили к смертной казни. 

18-20 ноября 1943 года Центральный комитет Коммунистической партии Узбекистана и Совет народных комиссаров Узбекской ССР приняли постановление “О мерах по осуществлению плана доставки всех видов зерновых культур”, после чего на сотрудников органов внутренних дел были возложены задачи по предупреждению хищений зерновых, установлению порядка в пунктах их приема и сдачи, охране мест хранения сельскохозяйственных продуктов, участия в ходе посадки и сбора зерновых и других сельскохозяйственных растений. 

В 1944 году в ряде городов Средней Азии – Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Чимкенте активизировалась организованная преступность, и, как следствие, увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийства, грабежы, ограбления.

Для нормализации криминногенной ситуации Народным комиссариатом внутренних дел СССР в отдел уголовного розыска города Ташкента были направлены специально подготовленные сотрудники из центра. В результате проведенных совместно с местными сотрудниками оперативных мероприятий в кратчайшие сроки на территории столицы и ее окрестностей было задержано 102 вооруженных преступника, некоторые из которых (признанных опасными для общества) приговорены к смертной казни. В итоге в Ташкенте значительно сократилось число тяжких преступлений, предупреждены возможные. 

В годы Второй мировой войны деятельность органов внутренних дел столкнулась с многими сложностями, так как после объявления военного положения значительная часть квалифицированных сотрудников была мобилизована на фронт и охрану важных объектов в другие регионы страны. 

В боях против фашизма сотрудники органов внутренних дел проявили героизм и храбрость. Они сражались на фронтах Украины, Белоруссии, под Ленинградом, в Харькове, на Курской дуге, на Севере и Востоке, показывая настоящий пример мужества. 

Вот имена настоящих патриотов – сотрудников органов внутренних дел республики: Муйдин Хасанов, Гани Валиев, Тожибой Ражапов, Олимбой Омонбоев, Уммат Убайдуллаев, Дина Люжаровская, Нина Красикова, Гани Усмонов, Рахмон Абдуллаев, Набижон Акбаров, Парда Омонтурдиев, Нурхон Абдуллаев, Василий Асачьев, Жума Бекбоев, Шермурот Бебитов, Менгли Эргашев, Петр Звездин, Йулдош Исмоилов, Владимир Ким, Бобоқул Муротов, Гофур Менглибоев, Юсуф Маматқулов, Хуррам Муртозоев, Хайдар Маҳмудов, Холиқ Мардонакулов, Эрон Наврузов, Эшмумин Нукаров, Нурмамат Норматов, Инсаф Нуриев, Дадакузи Атакузиев, Асил Расулов, Темур Равшанов, Ражабали Сатторов, Жума Суюндуков, Гофур Тўрақулов, Мусурмонкул Тураев, Эгамберди Хужанов, Жума Холлиев, Рузи Шахаев, Роман Якимов, Хамид Ахмедов, Тожибой Режапов, Маматкул Сураев, Саидахмад Исаев, Акмал Гозиев, Кимсан Камбаров, Владимир Бистревский, Евгений Шанин, Каримжон Нажиев, Хидир Давиров и др. 

За героизм на полях сражений они были отмечены различными государственными наградами – орденами и медалями.

Ветеран органов внутренних дел республики Г. Рахимов отмечал: “Те, кто были участниками и героями войны, остались героями и в милиции. Они, как на полях сражений, не жалели своих жизней в борьбе с преступностью. В их дальнейшей службе в органах внутренних дел всегда присутствовали верность службе, самоотверженность и мужество”.

Органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1950-1989 гг.)

В первые послевоенные годы перед правительством республики стояли задачи по организационному укреплению милиции, пополнению ее рядов, улучшению кадровой подготовки, совершенствованию деятельности сотрудников. Во всех подразделениях милиции остро чувствовалась нехватка специалистов, особенно актуальным было пополнение рядов квалифицированными кадрами. 

Сотрудники милиции не обладали должным уровнем знаний и необходимыми навыками, особенно рядовые. Так, в середине 1945 года 20 процентов личного состава Ташкентского гарнизона были безграмотными, 32 процента офицеров находились на уровне 7-го класса, и только меньшее количество – имело образование. Поэтому Министерство внутренних дел Узбекской ССР открыло вечерние школы и отдельные классы, где сотрудники могли бы получить среднее образование.

В марте 1946 года Народный комиссариат внутренних дел был переименован в Министерство внутренних дел.

В феврале 1948 года были созданы следственные отделы и отделения. 27 марта 1953 года Совет Министров советского правительства принял постановление “Об усилении охраны общественного порядка и борьбы с преступлениями”. Согласно документу,  Министерство внутренних дел и Комиссариат государственной безопасности объединились в Министерство внутренних дел.

22 февраля 1962 года министерства внутренних дел союзных республик были переименованы в министерства охраны общественного порядка.

Указом Председателя Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 года Министерство охраны общественного порядка СССР снова было преобразовано в Министерство внутренних дел. Указом председателя Верховного Совета Узбекской ССР от 4 декабря 1968 года в Узбекистане, в городах, районах были созданы управления и отделы внутренних дел, в состав вошли аппарат милиции, инспекции государственного пожарного надзора, по исправительным работам.

Один из серьезных недостатков кадровой политики периода бывшего Союза – это направление в национальные республики, в частности в Узбекистан, кадров, не знающих местных условий. 

К примеру, в 1983-1989 годах под лозунгом восстановления социалистической законности в Узбекистане в Министерство внутренних дел было направлено в общей сложности 150 сотрудников из стран бывшего Союза. Эти люди, шовинистически настроенные, работая в МВД Узбекской ССР, были слишком далеки от проблем местного населения. Найдя в короткие сроки общий язык с “десантом”, заброшенным по “узбекскому делу” в прокуратуру и судебные органы республики, они вели тактику карьерного роста за счет оговаривания узбекского народа в своих отчетах центру. Ветеран органов внутренних дел Г. Рахимов (ныне покойный) в те годы являлся заместителем министра внутренних дел. Он отмечал, что из 27 управлений и отделов министерства всего в двух начальниками были представители узбекской национальности. И то это были хозяйственное и медицинское управления.  

В 1983-1989 годы следственная группа по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР (под руководством Т. Гдляна и Н. Иванова), действовавшая в Узбекистане, на основе ложных обвинений арестовала по условным “хлопковому”  и “узбекскому” делам много руководителей и сотрудников органов внутренних дел.   

Действительно, 1983-1889 годы оказались очень тяжелыми для нашего народа. После безвременной кончины Шарофа Рашидова, превратившего аграрный Узбекистан в страну с развитым производством, квалифицированными специалистами, отдельные силы центра, оклеветав многих представителей руководства Узбекистана, подвергли их репрессиям.   

По “Хлопковому делу” были арестованы почти 22 тысячи человек (были и другие дела). Среди них находились большое количество самоотверженных сотрудников органов внутренних дел и члены их семей. 

Следователи по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР Т. Гдлян и Н. Иванов были назначены руководителями следственной группы. Им были даны большие полномочия. Для осуществления деятельности в их распоряжение выделили даже военную технику, вертолет, вооруженных военнослужащих. Благодаря такой поддержке и вседозволенности они могли вести свою гнусную деятельность, сопровождающуюся небывалым насилием. 

Следственная группа по надуманным обвинениям одного за другим арестовала начальника УВД Бухарской области генерала А. Норова, двух его заместителей – полковника Ш. Рахимова, подполковника В. Мулина, затем генералов Х. Норбутаева, С. Собирова, полковников Т. Хайитова, И. Позилхонова, М. Алимова, других сотрудников Министерства внутренних дел республики. 

Этот процесс охватил всю республику. В итоге десятки руководителей правоохранительных органов, а следом за ними и многие сотрудники стали жертвами клеветы. 

О том, что вытворяла преступная группа, и тех, кто жестоко пострадал от этой машины лжи, можно узнать из документального эссе юриста В. Илюхина “О выдумке под названием “Узбекское дело”, романа писателя Исфандиёра “Крах или игра генералов”, документального романа юриста, жертвы Т. Кахрамонова “1643 дня в тисках дьявола”, трактата А.Усмонова “Владычество зла” и многих других произведений. 

С первых лет нашей независимости, по инициативе первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова, все пострадавшие были полностью оправданы, и справедливость восторжествовала.   

Надо отметить, что в советский период, несмотря на различные структурные преобразования, происходившие в органах внутренних дел, Министерство внутренних дел республики не имело возможности действовать самостоятельно, а функционировало в качестве территориального органа МВД Союза. Поэтому народ с недоверием относился к органам внутренних дел, которые использовались в качестве принуждающего и карающего аппарата.

III. Реформирование системы органов внутренних дел Узбекистана в первые годы независимости и последующий период 

Первые преобразования органов внутренних дел (1991-2009 гг.) 

В период обретения независимости и переходное время были осуществлены первые преобразования, направленные на укрепление материально-технического состояния, внедрение системы подготовки высококвалифицированных национальных кадров.   

В частности, 25 октября 1991 года, в соответствии с постановлением  Кабинета Министров Республики Узбекистан № 270, союзно-республиканское МВД Узбекской ССР было преобразовано в Министерство внутренних дел Республики Узбекистан. Постановлением утверждены Устав и структура министерства. Впоследствии эта дата была установлена в нашей стране как День работников органов внутренних дел.   

Предшествующие, 1989-1990 годы, также были нелегкими. В то время страна переходила на систему свободных рыночных отношений.

Как и в других сферах жизни общества, в органах внутренних дел существовал целый ряд проблем и сложностей, требовавших безотлагательного решения. Сложная ситуация в стране породила дельцов, которые преследовали лишь низменные и корыстные цели. В результате их деятельности значительно возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе незаконный оборот нарокотиков, религиозный экстремизм, разбои, грабежи и др.

Лицам, которые, находясь за границей, занимались экстремистской деятельностью, была на руку такая ситуация. Они всячески пытались усложнить криминногенную обстановку, вызвать у населения страх, недоверие к правоохранительным органам.  

Стоит особо отметить, что в течение этого несомненного тяжелого периода сотрудники органов внутренних дел проявляли мужество и героизм, храбро вели борьбу с преступностью, не жалели себя во имя спокойной и мирной жизни граждан. В трудные дни они демонстрировали истинные мужество и самоотверженность, оставались верными своему долгу.

В этом можно убедиться, листая историю 1989-2010 годов, когда на территории республики происходили террористические акты, диверсии и массовые беспорядки. Сотрудники органов внутренних дел показали тогда настоящий пример самоотдачи и героизма, немало стражей порядка погибли в ходе проведения специальных операций. 

Это можно увидеть на следующих примерах.  

3-12 июня 1989 года в Ферганской области возникли массовые беспорядки, участились случаи убийств, ограблений и хищений личного имущества в отношении турков-месхетинцев, проживающих в городах Маргилане, Ташлаке, Коканде, Фергане, а также Ферганском, Ахунбабаевском и Узбекистанском районах, дома многих из них были сожжены, имущество уничтожено. В данных беспорядках участвовали более 70 тысяч граждан. В результате неустанной работы органов внутренних дел по предупреждению дальнейшего распространения беспорядков с огромным трудом обстановку удалось стабилизировать.

19-21 февраля 1990 года в Букинском районе Ташкентской области произошли массовые беспорядки, участились случаи расправ в отношении турков-масхетинцев в совхозе “40 лет Октября” и селе Корабог. Во время подавления беспорядков стражи порядка проявили самоотверженность, сделали все возможное, чтобы успокоить население. Более 2000 турок-масхетинцев были переселены из очагов конфликтов в более безопасную для них зону, а также в санаторий “Кумушкон”.

2-3 марта того же года группа лиц вышла с требованиями выселить турок-масхетинцев с территории санатория. В результате погибли четыре человек, один из которых был сотрудником органов внутренних дел. В процессе подавления беспорядков сотни сотрудников получили ранения различной степени тяжести.  

9 декабря 1991 года вокруг мечетей, расположенных на территории города Намангана, члены религиозно-экстремистского течения “ваххабий” собрали более 1000 верующих из числа местного населения, которые перекрыли центральные улицы города, агитировали людей присоединиться к забастовке. Нарушители порядка выдвинули требования, чтобы к ним приехал первый Президент республики И. Каримов. В результате проведения незамедлительных специальных профилактических и практических мер соотрудникам органов внутренних дел удалось предупредить массовые беспорядки. 

5 мая 1994 года на сотрудника милиции Б. Кучкарова, который нес службу на таможенном посту № 4, расположенном на территории Учкуприкского района Наманганской области, напали члены религиозно-экстремистского течения. Оказывая активное сопротивление нападавшим, страж правопорядка героически погиб.

24 марта 1997 года двое сотрудников УВД Наманганской области – А. Турсунов и С. Олимов, которые при исполнении служебного долга находились на территории города Намангана, столкнувшись с членом религиозно-экстремистского течения А. Йулдошевым (1967 года рождения, проживавшим в г. Намангане, по ул. Карасу, в доме № 11) и его подельниками, вступили в перестрелку, в результате которой оба героически погибли. В ходе данной перестрелки сотрудникам удалось убить семерых преступников. Главарь группы А. Йулдошев был ранен и ему удалось убежать в соседнюю Кыргызскую Республику. Как потом стало известно, А. Йулдошев погиб в 1998 году при совершении террористического акта.

17 декабря 1998 года на приграничной с Туркменией территории, в Хазараспском районе Хорезмской области, два члена террористичекой группы совершили вооруженное нападение на сотрудников органов внутренних дел и пограничных войск. В итоге ранения различной тяжести получили сотрудники районного отдела внутренних дел А. Кувондиков и М. Машарипов. 29 декабря на приграничной с Туркменией зоне, под названием “Газ Ачик”, в результате перестрелки с четырмя членами террористической группировки героически погибли сотрудники органов внутренних дел С. Ишниязов и таможенной службы Б. Авезов.

16 февраля 1999 года в городе Ташкенте произошла серия страшных взрывов. Сначала были приведены в действие взрывные устройства, заложенные в двух машинах, оставленных на улице Ш. Рашидова. В 10:55 часов возле здания Кабинета Министров Республики Узбекистан взорвалось устройство, заложенное в автомобиль “ГАЗ-21”. В 11:00 взорвалась машина “ЗАЗ” на улице Х. Юсупова. В 11:20 взорвался автомобиль “Ауди-100”, припаркованный возле Центрального банка. В 12:00 было приведено в действие взрывное устройство, заложенное в подъезде жилого дома № 22, по улице А. Каххора в Яккасарайском районе. В итоге терактов погибли 13 невинных граждан, среди которых находился один сотрудник органов внутренних дел, 128 человек получили ранения различной степени тяжести. В последующие годы были установлены все лица, причастные к данным злодеяниям, часть их была уничтожена в ходе специальных операций, другая часть – задержана и понесла заслуженное наказание. Оставшиеся были ликвидированы во время совершения ими террористических актов в других государствах.

30 марта 1999 года сотрудники органов внутренних дел осуществили спецоперацию по задержанию членов террористической организации “Исламское движение Туркестана”, которые затаились в многоэтажном доме, расположенном по улице Фаргона йули, в Хамзинском (ныне Яшнабадском) районе столицы. В ходе данного мероприятия были убиты два члена террористической организации, с места происшествия изъяты гранаты, огнестрельное оружие. В тот же день стало известно, что один из активистов экстремистского течения “ваххобий”, находившийся в розыске за совершение ряда тяжких преступлений, спрятался в доме по улице Буюк Ипак йули, в Хамзинском районе г. Ташкента. Во время проведения сотрудниками органов внутренних дел операции по задержанию, преступник был тяжело ранен и погиб. 

15 ноября 1999 года поступила информация о проникновении на территорию республики 14 членов террористической организации, вооруженных “до зубов”, которые прятались на территории Угам-Чаткальского заповедника в Ахангаранском районе Ташкентской области. В ходе спецоперации по ликвидации бандформирования героически погибли начальник Янгиабадского поселкового ОВД В. Говорухин, его заместитель Б. Пулатов, а также оперуполномоченный данного отдела А. Корабоев. Позже, 16 ноября, в ходе выявления оставшихся в живых членов банды, при проверке прилегающей к заповеднику территории, в доме отдыха “Янгиобад” были установлены еще четыре члена банды, которым удалось скрыться в горной местности. На их след вышли сотрудники специального боевого подразделения “Барс” МВД Республики Узбекистан, все преступники были уничтожены.

В ноябре того же года на территорию г. Ангрена Ташкентской области через Республику Таджикистан проникли двадцать боевиков, прошедших специальную диверсионную подготовку. МВД Республики Узбекистан в сотрудничестве с другими правоохранительными органами незамедлительно провели оперативно-поисковые и специальные мероприятия, в ходе которых все преступники были ликвидированы. Благодаря уже имеющимуся опыту, ни один сотрудник не пострадал. 

25 июля 2000 года поступила информация о том, что группа вооруженных боевиков террористической организации “Исламское движение Туркестана”, облачившись в военную форму, пересекла государственную границу Узбекистана через соседний Таджикистан. Стало известно, что они находятся в горной местности Сариасийского района Сурхандарьинской области. В результате незамедлительных действий, осуществленных специальными подразделениями органов внутренних дел и пограничных войск, члены террористической организации были заблокированы. В течение 4-11 августа в ходе планомерных мероприятий, проведенных в селах Киштут, Хамидарча и Ангоркози, восемнадцать боевиков были ликвидированы, оставшимся удалось уйти через соседнюю республику в Афганистан.

18 августа 2000 года группа боевиков из 15 человек напали на войсковую часть № 9202, расположенную на территории Чаткальского биосферного заповедника, в Бостанлыкском районе Ташкентской области. В ходе завязавшейся перестрелки погибли двое пограничников, боевики, в свою очередь, были вынуждены отступить и притаиться на протяженной территории Чаткальского горного хребта. Для установления их местонахождения был сформирован сводный отряд, на протяжении недели осуществлявший поисковые мероприятия. 27 августа преступная группа была обнаружена в местечке Сардала Бостанлыкского района. В ходе специальной операции 8 боевиков были ликвидированы, остальные успели скрыться в Кыргызстане. В ходе совместных действий правоохранительных органов двух стран 11 сентября боевики были обнаружены в селе Акташ Джалалабадской области Кыргызской Республики, где и были ликвидированы.

30 июля 2004 года в 16:50 часов в фойе здания Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан член религиозно-экстремистского течения совершил самоподрыв, приведя в действие самодельное взрывное устройство. На месте погиб сотрудник отдела охраны МВД, десять человек получили ранения различной степени тяжести. В 16:55 часов возле здания Посольства США в городе Ташкенте еще один террорист привел в действие самодельное взрывное устройство, в результате чего двое сотрудников органов внутренних дел, несущих службу на объекте, получили ранения. Позже были установлены личности террористов и их приспешников, которые скрывались за рубежом, они были объявлены в международный розыск.

12 мая 2005 года на центральной площади города Андижана собралось около 200 сторонников религиозно-экстремистского течения “Акромий”, которые под руководством 20 боевиков, проникших в нашу страну через Кыргызстан, разделившись на пять групп, организовали вооруженное нападение на УППСиООП УВД Андижанской области, войсковую часть № 7377, следственный изолятор № 1 г. Андижана, УСНБ области, войсковые части № 44086 и 4821. Затем боевики штурмом захватили административное здание Андижанского хокимията, взяли в залог представителей хокимията и сотрудников правоохранительных органов. Несколько из них были демонстративно убиты. Чтобы скрыть свои намерения и вызвать массовые беспорядки, преступники начали распространять среди населения ложную информацию, попытались привлечь к себе внимание мировых СМИ. В результате тяжелых переговоров и беспощадных боев с врагами удалось полностью пресечь беспорядки и задержать преступников. Были и те, кому удалось сбежать и найти убежище в других странах. К сожалению, в ходе этих вооруженных столкновений погибли 19 сотрудников органов внутренних дел.

29 августа 2009 года лидер террористической организации “Ислом жиходий эътикоди” Ш. Махмудов, а также его сын Ш. Дилшодов, которые находились в розыске, совершили ряд убийств сотрудников органов внутренних дел и видных религиозных деятелей на территории города Ташкента и Ташкентской области. От преследования они скрылись  в одном из многоэтажных домов, в Шайхантахурском районе г. Ташкента. В ходе специальной операции, проведенной силами органов внутренних дел, оба преступника были ликвидированы. 7 сентября того же года в ходе вооруженных столкновений с сотрудниками УППСиООП УВД был убит еще один член данной преступной группы, Д. Исманходжаев, находившийся в розыске. 

14 августа 2010 года стало известно местонахождение зятя террориста Ш. Махмудова, Б. Соипова, находившегося в розыске. Он оказал активное вооруженное сопротивление сотрудникам ОВД. Благодаря принятым оперативным мерам его удалось задержать на территории поселка Хасанбой Зангиатинского района Ташкентской области.   

Как мы видим, сотрудники органов внутренних дел, не жалея жизни, героически боролись с преступниками, защищали свой народ от опасности и угроз. Таких примеров можно привести немало. 

Стоит отметить, что опыт, накопленный в тот сложный период, стал большим подспорьем для молодых сотрудников органов внутренних дел.

В тот период в центре внимания руководства страны стояли вопросы подготовки квалифицированных кадров, социальной поддержки сотрудников, укрепления материально-технической базы. Реформы начали осуществляться поэтапно. 

Эффективность деятельности правоохранительных органов, в первую очередь, связана с кадровым вопросом. Поэтому с целью подготовки для органов внутренних дел квалифицированных специалистов, пополнения рядов сотрудниками, воспитанными на основе национальной идеологии, была полностью подвергнута реформированию деятельность образовательных учреждений МВД. В 1993 году создана Высшая техническая школа пожарной безопасности, а в 1994 году – Академия МВД республики. 

За короткое время личный состав органов внутренних дел был укомплектован квалифицированными кадрами, особое внимание уделялось повышению уровня профессионализма и усовершенствованию боевых навыков сотрудников. В результате значительно сократилось число преступлений, удалось улучшить криминогенную ситуацию, повысить уровень раскрытия совершенных преступлений.

Вступление в 1994 году Узбекистана в членство Интерпола дало правоохранительным органам республики возможность сотрудничества с зарубежными странами, использования сил и средств сопредельных государств в борьбе с организованной преступностью. 

События, произошедшие в преддверии XXI века, усиление процессов глобализации, требовали нового подхода в вопросах обеспечения безопасности и стабильности, борьбе с различными угрозами. События 16 февраля 1999 года показали, что в системе органов внутренних дел существует ряд недостатков.

Поэтому в Ташкенте была внедрена совершенно новая концепция по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, согласно которой вместо существующих до этого участковых инспекторов милиции был учрежден штат инспекторов профилактики, созданы “Махаллинские посбоны” и “Примирительные комиссии”. Это способствовало усилению взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в деле борьбы с преступностью и ее предупреждению на местах.    

В целях реализации указа Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2001 года Кабинет Министров принял ряд постановлений, в соответствии с которыми были реформированы основные службы органов внутренних дел. 

Эти структурные преобразования касались, в первую очередь, выполнения задач, связанных с охраной общественного порядка, предупреждением правонарушений, борьбой с любыми проявлениями преступности, обеспечением продолжительности и поэтапности демократических реформ, одним словом, реализации принципа: “От сильного государства – к сильному гражданскому обществу”.

В течение последующего периода в стране пристальное внимание уделялось вопросам создания единой правовой системы защиты прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения охраны общественного порядка, безопасности общества и государства, предупреждения и профилактики  правонарушений.   

Своевременно осуществленные преобразования сыграли важную роль в становлении молодого независимого государства, занявшего достойное место среди стран мира, обеспечении стабильности, в то время как в некоторых соседних республиках наблюдались конфликты и беспорядки. 

Совершенствование органов внутренних дел (2010-2016 гг.)

В указанный период имелись некоторые недостатки в деятельности органов внутренних дел, в том числе работе с населением, решении их проблем, защиты прав и интересов граждан, своевременном предупреждении и профилактике преступлений.  Проведенный анализ показал, что накопились серьезные проблемы.

В частности:

- имелись недостатки в распределении основных задач и функций среди подразделений республиканского, среднего и низшего звеньев, а также сил и средств организационно-штатных единиц;

- обратная связь с населением, в том числе и руководителей органов внутренних дел, была на низком уровне, отсутствовали практика отчетности перед населением, сотрудничество с институтами гражданского общества;  

- недостаточное внимание уделялось обращениям физических и юридических лиц, что  вызывало недовольство граждан;

- была слабо развита система анализа причин и условий совершения преступлений, своевременного предотвращения правонарушений;  

- недостаточное внимание уделялось вопросам защиты подрастающего поколения от чуждых нашему народу идеологий;

- сложная и лишенная гибкости система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров не отвечала современным требованиям.

Конечно же, велась усиленная работа по устранению недостатков, повышению эффективности службы, улучшению межведомственного сотрудничества. Но, как отметил Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, коренное совершенствование деятельности системы органов внутренних дел, действие согласно современным требованиям – веление сегодняшнего дня.

Главная цель – служение интересам народа (с 2016 года – до сегодняшнего дня)

Данный период по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева стал временем коренного совершенствования. Проводимые на основе Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан широкомасштабные реформы преобразуют органы внутренних дел в профессиональную систему, социально направленную, оказывающую своевременную и качественную помощь населению, каждый сотрудник которой считает своим долгом служить интересам народа.

За 25 лет независимости в Узбекистане в 2016 году впервые был принят Закон “Об органах внутренних дел”, в котором определены основные задачи, направления и принципы деятельности.

Пришло время коренного реформирования деятельности органов внутренних дел в рамках Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан. 

Каждая из пяти первостепенных задач, определенных в Стратегии действий, включает в себя конкретные главы по углублению реформ и преобразований. В частности, в качестве второй задачи определен ряд действий, направленных на реформирование судебно-правовой системы.  

Анализ пройденного за годы независимости пути, обретенного опыта, объективная оценка недостатков приводит к необходимости постановки перед сотрудниками органов внутренних дел новых задач по своевременной профилактике правонарушений.   

За короткий период осуществлен ряд реформ, направленных на коренное совершенствование деятельности системы. 

На основе проводимых широкомасштабных реформ принято 6 законов, более 30 указов, постановлений, указаний Президента Республики Узбекистан, а также более 150 правительственных и ведомственных нормативно-правовых актов.

В частности, в Указе Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года №УП-5005 проанализированы накопившиеся за последние годы недостатки и проблемы в деятельности органов внутренних дел, отмечены пути их устранения, определены самые важные пути реформирования системы, а также впервые в истории страны установлен порядок отчета руководителей органов внутренних дел перед парламентом, депутатами и широкой общественностью. Указом утверждена “Программа комплексных мер по коренному реформированию системы органов внутренних дел”. 

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года утвержден устав Министерства внутренних дел.

В кратчайшее время осуществляется масштабная работа по обеспечению исполнения вышеназванных указов и постановлений. Внимание обращается на то, что за предупреждение правонарушений и борьбу с преступностью ответственны не только сотрудники органов внутренних дел и других правоохранительных ведомств, - это задача всех государственных институтов, слоев населения. Государственные и негосударственные органы, широкая общественность должны взаимодействовать и направить все имеющиеся силы и ресурсы на повышение правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к законам, создание атмосферы непримиримости к их нарушениям.   

На основании ряда нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел, в системе осуществлены кардинальные преобразования. В частности:

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “Об утверждении образцов флага и эмблемы Министерства внутренних дел Республики Узбекистан” от 24 декабря 2018 года №ПП-5602 для обеспечения принципа единоначалия органов внутренних дел утверждены флаг и эмблема МВД;

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел” от 12 апреля 2017 года №ПП-2883 управленческий аппарат был сокращен на 70 процентов, штатная численность районных и городских ОВД повысилась в четыре раза;

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел” от 18 апреля 2017 года №ПП-2896 увеличена численность инспекторов профилактики;

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по обеспечению инспекторов профилактики опорных пунктов органов внутренних дел служебным жильем ” от 20 апреля 2017 года №ПП-2906 налажена система выделения инспекторам профилактики служебных домов на административных участках и выдачи льготных кредитов для приобретения личных автомобилей;

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере расследования преступлений ” от 18 апреля 2017 года №ПП-2898 в правовой системе Республики Узбекистан внедрен институт дознания; 

- Постановлениями Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности” от 1 мая 1217 года №ПП-2940, а также “О мерах по совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения” от 11 июля 2017 года №ПП-3124 повышена эффективность охраны общественного порядка и обеспечения дорожной безопасности; патрульно-постовая и дорожно-патрульная службы освобождены от ряда задач, не касающихся их деятельности;

- в целях создания для населения дополнительных удобств Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства” от 11 июля 2017 года №ПП-3126 налажена работа по обеспечению населения биометрическими паспортами, введена электронная очередь, внедрены современные информационные коммуникации; 

- для полной адаптации в социуме граждан, освобожденных из мест лишения свободы, с целью их трудоустройства Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы” от 11 августа 2017 года коренным образом реформирована система исполнения наказания, налажена система производства;

- в целях подготовки профессиональных кадров Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел” от 16 августа 2017 года №ПП-3216 в Академии МВД внедрено обучение по семи направлениям деятельности и налажена работа двух научно-исследовательских центров, а также 14 академических лицеев;

- на основе требований Постановления Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенстованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел” от 29 ноября 2017 года создана абсолютно новая система работы с кадрами, внедрены в практику “Дисциплинарный устав”, “Устав внутренней службы”, систематизирована работа социальной, духовной и психологической поддержки сотрудников;   

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О внедрении качественно новой системы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте” от 14 февраля 2018 года №ПП-3528 принят совершенно новый подход в деятельности подразделений внутренних дел столицы; Постановлением Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте” от 19 июня 2018 года №ПП-3786 в столице налажена круглосуточная, трехсменная работа патрульной службы по охране общественного порядка, осуществляемая совместно с Национальной гвардией и представителями общественности; 

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в городе Ташкенте” от 23 августа 2018 года №ПП-3919 создан Институт повышения квалификации МВД в качестве единой управленческой системы ОВД с целью подготовки резерва руководящих сотрудников; 

- Постановлением Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства” от 7 ноября 2018 года №ПП-4006 создана служба пробации и организована работа по разработке уголовно-исполнительного законодательства, направленная на полную гарантию прав осужденных;

- на основе требований Постановления Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по повышению эффективности обеспечения общественной безопасности” от 24 декабря 2018 года №ПП-4075 введен порядок ежемесячного обсуждения в Совете народных депутатов областей работы по профилактике правонарушений, осуществленной на местах хокимами;

- в целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности граждан и иностранных туристов, приезжающих в нашу страну, принято Постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по внедрению эффективной системы обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта и туризма” от 6 марта 2019 года №ПП-4229.

Наряду с вышеизложенным, осуществлен широкий спектр задач по обеспечению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, улучшены их условия быта.

Вместо старых колоний, не отвечающих современным требованиям, развито производство, полностью соответствующее современным экономическим требованиям, ликвидирована колония “Жаслык”.

На основе требований Конституции, с учетом зарубежного опыта, для осужденных предоставлена возможность участия в выборах в парламент и народных депутатов на местах. 

Институациональный подход к задачам и функциям структурных служб министерства и региональных подразделений, широкое внедрение в систему современных информационно-коммуникационных технологий, укрепление материально-технической базы, социальная защита сотрудников, улучшение их бытовых условий – все это является практическими мерами, способствующими полноценному выполнению служебных задач. 

Повышению ответственности сотрудников на сегодняшний день служат такие меры, как отчет руководящих кадров перед населением по итогам своей деятельности, организационные мероприятия, направленные на обеспечение открытости и прозрачности системы.  

Преобразования, осуществляемые в системе органов внутренних дел, находятся под пристальным вниманием главы государства. В ходе визитов в регионы глава страны, как правило, интересуется деятельностью сотрудников органов внутренних дел, в первую очередь, работой инспекторов профилактики, созданными для них социальными условиями. Вопросы, касающиеся деятельности сотрудников, постоянно обсуждаются на совещаниях с участием Президента. 

На видеоселекторном совещании, проведенном 10 января 2019 года под председательством Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, работа в данном направлении подверглась критическому обсуждению. Перед Министерством внутренних дел был поставлен ряд задач по совершенствованию деятельности, поручено на основе глубокого анализа разработать “Дорожную карту” по устранению имеющихся недостатков. 

Для предупреждения правонарушений и эффективной борьбы с преступностью, исходя из местных условий, внедрена система “практики отдельного региона”. На участках, имеющих сложную криминогенную обстановку, проведена научно-исследовательская работа. Поставлены задачи по разработке методических пособий по криминогенному прогнозированию состояния преступности.   

Для повышения эффективности профилактики правонарушений на местах особое внимание уделено работе с неорганизованной молодежью и женщинами. Кроме того, на основе Закона Республики Узбекистан “О защите женщин от притеснения и насилия” от 2 сентября 2019 года женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия, предусмотрена выдача охранного ордера.  

С целью решения проблем нашего населения особое внимание уделяется вопросам широкого внедрения в деятельность ОВД современных информационно-коммуникационных технологий. Для удобства населения во время получения паспортов и оформления гражданства внедрена система электронной очереди. 

Для граждан создана возможность обращения с жалобой на неуместные действия некоторых сотрудников органов внутренних дел, 24 часа в сутки функционирует Колл-центр, с коротким номером “1102”, для сообщения о фактах, связанных с торговлей людьми, работает единый телефон доверия 99 301-01-01.

О реформах и новостях, происходящих в системе, можно ознакомиться на официальном веб-сайте www.iiv.uz, на котором регулярно размещается соответствующая информация.

Чтобы довести до общества достоверные сведения о деятельности органов внутренних дел, в системе функционирует более 20 веб-сайтов, в социальных сетях – свыше 100 веб-страниц.  

Глава государства, оценивая осуществляемую работу, отметил: “В результате принятых мер у наших граждан появилась уверенность в верховенстве справедливости и закона. Но никто не имеет права предаваться беспечности, перед нами стоит еще много задач”.

© 2006-2020. Все права защищены
При использовании материалов ссылка на сайт www.iiv.uz обязательна
Разработка сайта: Online Service Group
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech
Тепага