Задачи и функции министерства

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О министерстве внутренних дел Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан (далее – Министерство) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим общее руководство и координацию деятельности системы органов внутренних дел.

Министерство подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, а по отдельным вопросам, предусмотренным законодательством, – Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Министр внутренних дел Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.

2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.

3. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственнои через органы внутренних дел, в том числе во взаимодействиис государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации.

4. Деятельность Министерства является открытой и прозрачной,за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Министерство на системной основе информирует государственные органы, органы самоуправления граждан и население о состоянии криминогенной ситуации, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности в стране, принимаемых мерах по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также реализации иных задач, возложенных на Министерство и органы внутренних дел.

5. Министерство является юридическим лицом и имеет печать
с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также может иметь символику, отражающую специфику деятельности Министерства, утверждаемую в установленном порядке.

Глава 2. Основные задачи и функции Министерства

6. Основными задачами Министерства являются:

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, верховенства закона, безопасности личности, общества и государства;

установление системного адресного диалога с народом, тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан, другими институтами гражданского общества, оказание всестороннего содействия в решении насущных проблем населения;

организация эффективной работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости;

контроль и координация, обеспечение эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел всех уровней по выполнению возложенных задач, прежде всего, в сфере предупреждения и профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, дознания и предварительного следствия;

обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, организация контроля за соблюдением правил приобретения, учета, хранения и использования оружия и иных предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом;

обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, организация контроля за соблюдением законодательства в области миграции населения и паспортной системы;

организация исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также розыска лиц;

проведение системного анализа причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятие мер по их устранению, в том числе путем выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

реализация комплексных мер по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, формированию у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привитию им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека;

организация эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров, а также правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

7. Для выполнения возложенных задач Министерство осуществляет следующие функции:

а) в сфере обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, верховенства закона, безопасности личности, общества и государства:

обеспечение эффективной организации деятельности органов внутренних дел по защите прав, свобод и законных интересов человека, выявлению и своевременному устранению причин и условий их нарушения;

разработка и реализация республиканских и ведомственных программ по защите прав, свобод и законных интересов человека, обеспечению законности и верховенства закона, проведение системного и комплексного анализа деятельности органов внутренних дел в данном направлении;

реализация мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, участие в защите суверенитета и территориальной целостности страны, сохранении гражданского мира и согласия в обществе;

осуществление сотрудничества с международными организациями и компетентными органами зарубежных государств по актуальным вопросам обеспечения безопасности, прав человека и верховенства закона, а также соблюдения международных договоров в данной области;

организация охраны государственных, особо важных, категорированных и иных объектов, а также имущества физических и юридических лиц;

осуществление охраны дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, других объектов и грузов в соответствии с законодательством;

проведение служебных проверок и принятие решений о привлечении сотрудников органов внутренних дел к ответственности по фактам несоблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, нарушения законности;

б) в сфере установления системного адресного диалога с народом, тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан, другими институтами гражданского общества, оказания всестороннего содействия в решении насущных проблем населения:

обеспечение эффективной организации работы органов внутренних дел по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, реализации их прав, свобод и законных интересов, принятие мер по недопущению поверхностного отношения к проблемам, поднимаемым в обращениях;

осуществление контроля и координации деятельности органов внутренних дел в сфере рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в том числе путем организации выездов на места и оперативного принятия соответствующих мер по проблемам, поднимаемым в обращениях;

осуществление комплексного и системного анализа нарушений закона и иных проблем, послуживших основанием для обращений физических и юридических лиц, а также разработка предложений по устранению нарушений и решению проблем;

выработка и реализация мер, направленных на совершенствование работы с обращениями физических и юридических лиц, налаживание системного адресного диалога с гражданами в решении волнующих их проблем, а также укрепление доверия населения к органам внутренних дел;

реализация мер по расширению общественного контроля и усилению персональной ответственности должностных лиц органов внутренних дел за надлежащее исполнение возложенных задач, в том числе путем систематического представления общественности отчетов о своей деятельности;

налаживание прямого и тесного взаимодействия с государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества в решении насущных проблем населения;

обеспечение развития в деятельности органов внутренних дел органов социального и государственно-частного партнерства в целях оказания всестороннего содействия населению в решении его насущных проблем;

в) в сфере организации эффективной работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным
и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости:

обеспечение эффективной организация деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних и молодежи, особенно
ее неорганизованной части, недопущению вовлечения подрастающего поколения в противоправную деятельность;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, организация содействия в получении ими общего среднего, среднего специального и профессионального образования, трудоустройстве, а также организации содержательного досуга;

разработка и реализация комплексных мер, направленных на глубокое утверждение в сознании подрастающего поколения патриотизма, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, традициям и обычаям народа, а также преданности идеям независимости;

организация защиты молодежи от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости, деструктивного влияния «массовой культуры», а также иных информационных и идеологических угроз;

налаживание тесного взаимодействия с государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества при устранении причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий;

г) в сфере контроля и координации, обеспечения эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел всех уровней по выполнению возложенных задач, прежде всего, в сфере предупреждения
и профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, дознания и предварительного следствия:

организация комплексного и системного анализа эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, а также практики расследования уголовных дел, прогнозирование криминогенной ситуации;

планирование и реализация в деятельности органов внутренних дел мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, устранение причин их совершения и условий, им способствующих;

организация и координация деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, осуществление борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконной миграцией;

внесение представлений руководителям государственных, общественных и иных организаций по устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, а также предложений по повышению эффективности профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;

организация оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, а также деятельности организованных преступных групп и сообществ, особенно в среде несовершеннолетних и молодежи;

обеспечение своевременного и полного раскрытия, всестороннего расследования преступлений, подследственных в соответствии с законодательством органам внутренних дел;

осуществление контроля за неукоснительным соблюдением законности, прав, свобод и законных интересов граждан в ходе производства дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел;

технико-криминалистическое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, организация ведения информационно-справочных и криминалистических учетов, картотек и коллекций;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях, организация исполнения постановлений о применении административных взысканий в случаях, предусмотренных законом;

д) в сфере обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, организации контроля за соблюдением правил приобретения, учета, хранения и использования оружия и иных предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом:

организация комплексного и системного анализа происшествий, правонарушений на улицах, других общественных местах, эффективности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

организация охраны общественного порядка и общественной безопасности, в том числе оказание услуг по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на договорно-правовой основе;

осуществление в установленном порядке лицензирования и выдачи документов разрешительного характера, а также контроля за соблюдением лицензионных и разрешительных требований и условий по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

осуществление контроля за реализацией мер по охране общественного порядка и безопасности граждан при подготовке и проведении массовых мероприятий, а также в местах массового пребывания граждан, осуществление организационно-методического руководства и координации деятельности министерств и ведомств в данной сфере;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере оборота гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых материалов промышленного назначения, а также пиротехнических изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

организация взаимодействия с государственными органами и организациями, институтами гражданского общества и населением по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

е) в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, организации контроля за соблюдением законодательства в области миграции населения и паспортной системы:

организация комплексного и системного анализа эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также контроля миграции и соблюдения требований паспортной системы;

обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе профилактики дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, а также борьбы с ними, выявления и установления лиц, причастных к совершению правонарушений;

разработка и реализация программ и иных комплексных мер по предупреждению и профилактике пожаров, обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов отраслей экономики;

осуществление единой технической политики в области оснащения подразделений пожарной охраны пожарной техникой и иными техническими средствами;

организация и осуществление тушения пожаров, спасения людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также ведения учета пожаров и их последствий;

осуществление государственного пожарного надзора;

внесение в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, организации и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению пожаров;

организация контроля за соблюдением правил паспортной системы и порядка пребывания в Республике Узбекистан;

организация и осуществление работ по выдаче и оформлению документов, необходимых для выезда и въезда в Республику Узбекистан, разрешений на постоянное и временное проживание;

организация рассмотрения обращений граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;

ж) в сфере организации исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также розыска лиц:

организация в установленном порядке исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также работы по исправлению и перевоспитанию осужденных;

осуществление мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, предотвращению и раскрытию преступлений, обеспечению правопорядка и законности в учреждениях по исполнению наказаний и следственных изоляторах;

реализация мер, направленных на развитие и совершенствование производственной, материально-технической базы учреждений по исполнению наказаний, создание новых рабочих мест для обеспечения занятости осужденных;

организация розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших лиц и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также установления личности неопознанных трупов;

координация и осуществление взаимодействия в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств при организации межгосударственного розыска лиц, обеспечение этапирования задержанных;

з) в сфере проведения системного анализа причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятия мер по их устранению, в том числе путем выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики:

осуществление юридического обеспечения деятельности органов внутренних дел и реализация мер, направленных на соблюдение законности в их нормотворческой и правоприменительной практике;

обеспечение выявления в законодательстве и правоприменительной практике факторов, являющихся причинами и условиями совершения правонарушений, а также осуществление их системного анализа;

подготовка и реализация предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, устранению причин и условий совершения правонарушений, а также внесение их в установленном порядке в органы государственной власти и управления;

разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел, реализации возложенных на них задач и функций;

ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов;

и) в сфере реализации комплексных мер по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, формированию у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привитию им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека:

обеспечение скоординированной работы органов внутренних дел по правовой пропаганде и просвещению среди населения с целью повышения правосознания и правовой культуры в обществе, формирования у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привития им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека;

привлечение государственных органов и организаций, Общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот», Фонда «Нуроний» и других институтов гражданского общества в работу органов внутренних дел по правовой пропаганде и просвещению среди населения, направленную, прежде всего, на раннее предупреждение правонарушений, привитие гражданам нетерпимости к нарушениям закона;

участие в пропаганде правовых знаний и разъяснении населению сути и содержания норм законодательства, а также целей и задач осуществляемых в стране реформ;

реализация мер по социальной реабилитации и адаптации потерпевших от правонарушений, лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения;

организация и осуществление приема физических лиц и представителей юридических лиц, обеспечение рассмотрения и разрешения их обращений в порядке, установленном законодательством;

выработка и обеспечение реализации информационных, организационных и иных мер по правовой пропаганде и просвещению среди населения;

организация эффективного использования возможностей средств массовой информации, современных информационно-коммуникационных технологий в осуществлении работы по правовой пропаганде и просвещению среди населения;

к) в сфере организации эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров, а также правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел:

организация подбора, изучения и расстановки сотрудников органов внутренних дел, формирования резерва руководящих кадров, работы с ними;

анализ и оценка состояния кадровой работы, определение приоритетных направлений по ее дальнейшему совершенствованию и усилению кадрового потенциала органов внутренних дел;

своевременное выявление, пресечение и профилактика совершения сотрудниками органов внутренних дел злоупотреблений должностными полномочиями, фактов коррупции и других противоправных действий;

организация профессиональной, физической и боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел;

организация процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел;

обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательных учреждения органов внутренних дел;

организация духовно-воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, их поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности;

принятие мер по исключению случаев вмешательства в законную деятельность сотрудников органов внутренних дел;

организация охраны здоровья, оплаты труда, обеспечения жилой площадью, возмещения ущерба, причиненного имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких родственников в связи с исполнением служебных обязанностей, государственного пенсионного обеспечения, государственного страхования, а также оказания социальной помощи сотрудникам и их семьям в соответствии с законодательством;

обеспечение боевой и мобилизационной готовности органов внутренних дел;

организация деятельности лечебно-профилактических, спортивных, оздоровительных, дошкольных заведений органов внутренних дел.

Министерство может осуществлять и иные функции, предусмотренные законодательством.

Глава 3. Права и ответственность Министерства

8. Министерство для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право:

вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;

привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, а также поощрять граждан, оказавших помощь органам внутренних дел и отличившихся в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, профилактике правонарушений;

вносить в государственные органы, другие организации или должностным лицам обязательные для выполнения представления об устранении нарушений, а также причин и условий, способствовавших их совершению;

издавать совместно с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами постановления и иные акты;

безвозмездно использовать возможности средств массовой информации, учрежденных государственными органами, для установления обстоятельств преступлений, лиц, их совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и административного взыскания, а также лиц, без вести пропавших;

получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления деятельности органов внутренних дел, за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок;

создавать в целях предотвращения и раскрытия преступлений, других правонарушений информационные системы и базы данных с использованием технических и специальных средств;

учреждать в соответствии с законодательством печатные и электронные средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел, опубликования нормативно-правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по возложенным на органы внутренних дел задач;

на основе двухсторонних и многосторонних соглашений осуществлять международное сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран, общественными объединениями и международными организациями;

привлекать специалистов министерств и ведомств для проведения мероприятий, связанных с профилактикой правонарушений и борьбой
с преступностью;

вносить предложения о создании государственных унитарных предприятий для совершенствования единого порядка оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

учреждать символику подразделений органов внутренних дел, в том числе нагрудные знаки отличия.

Министерство может иметь и другие права в соответствии с законодательством.

9. Министерство несет ответственность за качественное выполнение возложенных на органы внутренних дел задач и функций.

Глава 4. Организация деятельности Министерства

10.  Министерство возглавляет министр внутренних дел Республики Узбекистан (далее – министр), утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан
и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

11. Министр:

обеспечивает общее руководство системой органов внутренних дел;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан предложения по организационно-штатным, финансово-экономическим, материально-техническим и другим вопросам по выполнению возложенных на органы внутренних дел задач;

вносит в установленном порядке изменения в структуры Министерства и его подразделений в пределах их общей предельной штатной численности;

вводит по согласованию с Министерством финансов дополнительные штатные единицы сотрудников соответствующих подразделений Министерства за счет средств, поступающих по договорам об оказании услуг в сфере охраны имущества и объектов, обеспечения общественной безопасности и других направлений деятельности, предусмотренных законодательством;

утверждает в пределах своей компетенции организационные структуры подразделений Министерства;

утверждает в пределах своей компетенции положения о подразделениях Министерства, в том числе типовые положения о территориальных органах внутренних дел;

представляет Министерство во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, населением, а также в международных организациях;

издает в пределах предоставленной Министерству компетенции приказы, инструкции, распоряжения, указания и иные акты, организует контроль их исполнения;

определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу органов внутренних дел;

отменяет решения (письменные указания) начальников территориальных органов внутренних дел, принятые с нарушением требований законодательных актов;

присваивает в установленном порядке специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, вносит Президенту Республики Узбекистан представление о присвоении званий генеральского состава;

учреждает стипендию Министерства, определяет размеры и условия выплаты такой стипендий слушателям и курсантам высших образовательных учреждений Министерства;

решает вопросы о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников органов внутренних дел, слушателей и курсантов высших образовательных учреждений Министерства, представляет к почетным званиям и государственным наградам Республики Узбекистан;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.

12. Министр имеет семь заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

В случае отсутствия министра его обязанности выполняет первый заместитель Министра.

В соответствии с распределением обязанностей заместители министра осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности Министерства.

По поручению министра его заместители издают в пределах своей компетенции распоряжения и указания.

13. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений, осуществляющих основные направления деятельности Министерства.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные реализацией основных задач, определяемых данным Положением. 

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, иных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

В случае разногласий между министром и членами коллегии, министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.

14. В Министерстве могут быть созданы советы и комиссии для комплексного решения вопросов совершенствования деятельности органов внутренних дел. Состав советов и комиссий, а также их положения утверждаются министром.

15. Территориальные органы внутренних дел считаются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность согласно Положению, утверждаемому министром.

Территориальными органами внутренних дел руководят начальники, назначаемые и освобождаемые от должности министром, за исключением министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, назначаемого
и освобождаемого от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с министром.

Территориальные органы внутренних дел независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.

© 2006-2020. Все права защищены
При использовании материалов ссылка на сайт www.iiv.uz обязательна
Разработка сайта: Online Service Group
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст
Тепага