Задачи и функции министерства
ПОЛОЖЕНИЕ
О министерстве внутренних дел Республики Узбекистан
Глава 1. Общие положения
1. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан (далее – Министерство) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим общее руководство и координацию деятельности системы органов внутренних дел.
Министерство подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, а по отдельным вопросам, предусмотренным законодательством, – Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Министр внутренних дел Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно через органы внутренних дел, в том числе во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации.
4. Деятельность Министерства является открытой и прозрачной,за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Министерство на системной основе информирует государственные органы, органы самоуправления граждан и население о состоянии криминогенной ситуации, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности в стране, принимаемых мерах по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также реализации иных задач, возложенных на Министерство и органы внутренних дел.
5. Министерство является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также может иметь символику, отражающую специфику деятельности Министерства, утверждаемую в установленном порядке.
Глава 2. Основные задачи и функции Министерства
6. Основными задачами Министерства являются:
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, верховенства закона, безопасности личности, общества и государства;
установление системного адресного диалога с народом, тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан, другими институтами гражданского общества, оказание всестороннего содействия в решении насущных проблем населения;
организация эффективной работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости;
контроль и координация, обеспечение эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел всех уровней по выполнению возложенных задач, прежде всего, в сфере предупреждения и профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, дознания и предварительного следствия;
обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, организация контроля за соблюдением правил приобретения, учета, хранения и использования оружия и иных предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом;
обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, организация контроля за соблюдением законодательства в области миграции населения и паспортной системы;
организация исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также розыска лиц;
проведение системного анализа причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятие мер по их устранению, в том числе путем выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
реализация комплексных мер по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, формированию у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привитию им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека;
организация эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров, а также правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
7. Для выполнения возложенных задач Министерство осуществляет следующие функции:
а) в сфере обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, верховенства закона, безопасности личности, общества и государства:
обеспечение эффективной организации деятельности органов внутренних дел по защите прав, свобод и законных интересов человека, выявлению и своевременному устранению причин и условий их нарушения;
разработка и реализация республиканских и ведомственных программ по защите прав, свобод и законных интересов человека, обеспечению законности и верховенства закона, проведение системного и комплексного анализа деятельности органов внутренних дел в данном направлении;
реализация мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, участие в защите суверенитета и территориальной целостности страны, сохранении гражданского мира и согласия в обществе;
осуществление сотрудничества с международными организациями и компетентными органами зарубежных государств по актуальным вопросам обеспечения безопасности, прав человека и верховенства закона, а также соблюдения международных договоров в данной области;
организация охраны государственных, особо важных, категорированных и иных объектов, а также имущества физических и юридических лиц;
осуществление охраны дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, других объектов и грузов в соответствии с законодательством;
проведение служебных проверок и принятие решений о привлечении сотрудников органов внутренних дел к ответственности по фактам несоблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, нарушения законности;
б) в сфере установления системного адресного диалога с народом, тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан, другими институтами гражданского общества, оказания всестороннего содействия в решении насущных проблем населения:
обеспечение эффективной организации работы органов внутренних дел по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, реализации их прав, свобод и законных интересов, принятие мер по недопущению поверхностного отношения к проблемам, поднимаемым в обращениях;
осуществление контроля и координации деятельности органов внутренних дел в сфере рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в том числе путем организации выездов на места и оперативного принятия соответствующих мер по проблемам, поднимаемым в обращениях;
осуществление комплексного и системного анализа нарушений закона и иных проблем, послуживших основанием для обращений физических и юридических лиц, а также разработка предложений по устранению нарушений и решению проблем;
выработка и реализация мер, направленных на совершенствование работы с обращениями физических и юридических лиц, налаживание системного адресного диалога с гражданами в решении волнующих их проблем, а также укрепление доверия населения к органам внутренних дел;
реализация мер по расширению общественного контроля и усилению персональной ответственности должностных лиц органов внутренних дел за надлежащее исполнение возложенных задач, в том числе путем систематического представления общественности отчетов о своей деятельности;
налаживание прямого и тесного взаимодействия с государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества в решении насущных проблем населения;
обеспечение развития в деятельности органов внутренних дел органов социального и государственно-частного партнерства в целях оказания всестороннего содействия населению в решении его насущных проблем;
в) в сфере организации эффективной работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости:
обеспечение эффективной организации деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних и молодежи, особенно ее неорганизованной части, недопущению вовлечения подрастающего поколения в противоправную деятельность;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, организация содействия в получении ими общего среднего, среднего специального и профессионального образования, трудоустройстве, а также организации содержательного досуга;
разработка и реализация комплексных мер, направленных на глубокое утверждение в сознании подрастающего поколения патриотизма, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, традициям и обычаям народа, а также преданности идеям независимости;
организация защиты молодежи от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости, деструктивного влияния «массовой культуры», а также иных информационных и идеологических угроз;
налаживание тесного взаимодействия с государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан и иными институтами гражданского общества при устранении причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий;
г) в сфере контроля и координации, обеспечения эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел всех уровней по выполнению возложенных задач, прежде всего, в сфере предупреждения и профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, дознания и предварительного следствия:
организация комплексного и системного анализа эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, а также практики расследования уголовных дел, прогнозирование криминогенной ситуации;
планирование и реализация в деятельности органов внутренних дел мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, устранение причин их совершения и условий, им способствующих;
организация и координация деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, осуществление борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконной миграцией;
внесение представлений руководителям государственных, общественных и иных организаций по устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, а также предложений по повышению эффективности профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;
организация оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, а также деятельности организованных преступных групп и сообществ, особенно в среде несовершеннолетних и молодежи;
обеспечение своевременного и полного раскрытия, всестороннего расследования преступлений, подследственных в соответствии с законодательством органам внутренних дел;
осуществление контроля за неукоснительным соблюдением законности, прав, свобод и законных интересов граждан в ходе производства дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел;
технико-криминалистическое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, организация ведения информационно-справочных и криминалистических учетов, картотек и коллекций;
осуществление производства по делам об административных правонарушениях, организация исполнения постановлений о применении административных взысканий в случаях, предусмотренных законом;
д) в сфере обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, организации контроля за соблюдением правил приобретения, учета, хранения и использования оружия и иных предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом:
организация комплексного и системного анализа происшествий, правонарушений на улицах, других общественных местах, эффективности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
организация охраны общественного порядка и общественной безопасности, в том числе оказание услуг по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на договорно-правовой основе;
осуществление в установленном порядке лицензирования и выдачи документов разрешительного характера, а также контроля за соблюдением лицензионных и разрешительных требований и условий по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
осуществление контроля за реализацией мер по охране общественного порядка и безопасности граждан при подготовке и проведении массовых мероприятий, а также в местах массового пребывания граждан, осуществление организационно-методического руководства и координации деятельности министерств и ведомств в данной сфере;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере оборота гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых материалов промышленного назначения, а также пиротехнических изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
организация взаимодействия с государственными органами и организациями, институтами гражданского общества и населением по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
е) в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, организации контроля за соблюдением законодательства в области миграции населения и паспортной системы:
организация комплексного и системного анализа эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также контроля миграции и соблюдения требований паспортной системы;
обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе профилактики дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, а также борьбы с ними, выявления и установления лиц, причастных к совершению правонарушений;
разработка и реализация программ и иных комплексных мер по предупреждению и профилактике пожаров, обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов отраслей экономики;
осуществление единой технической политики в области оснащения подразделений пожарной охраны пожарной техникой и иными техническими средствами;
организация и осуществление тушения пожаров, спасения людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также ведения учета пожаров и их последствий;
осуществление государственного пожарного надзора;
внесение в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, организации и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению пожаров;
организация контроля за соблюдением правил паспортной системы и порядка пребывания в Республике Узбекистан;
организация и осуществление работ по выдаче и оформлению документов, необходимых для выезда и въезда в Республику Узбекистан, разрешений на постоянное и временное проживание;
организация рассмотрения обращений граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам гражданства Республики Узбекистан;
ж) в сфере организации исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также розыска лиц:
организация в установленном порядке исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также работы по исправлению и перевоспитанию осужденных;
осуществление мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, предотвращению и раскрытию преступлений, обеспечению правопорядка и законности в учреждениях по исполнению наказаний и следственных изоляторах;
реализация мер, направленных на развитие и совершенствование производственной, материально-технической базы учреждений по исполнению наказаний, создание новых рабочих мест для обеспечения занятости осужденных;
организация розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших лиц и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также установления личности неопознанных трупов;
координация и осуществление взаимодействия в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств при организации межгосударственного розыска лиц, обеспечение этапирования задержанных;
з) в сфере проведения системного анализа причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятия мер по их устранению, в том числе путем выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики:
осуществление юридического обеспечения деятельности органов внутренних дел и реализация мер, направленных на соблюдение законности в их нормотворческой и правоприменительной практике;
обеспечение выявления в законодательстве и правоприменительной практике факторов, являющихся причинами и условиями совершения правонарушений, а также осуществление их системного анализа;
подготовка и реализация предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, устранению причин и условий совершения правонарушений, а также внесение их в установленном порядке в органы государственной власти и управления;
разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел, реализации возложенных на них задач и функций;
ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов;
и) в сфере реализации комплексных мер по повышению правосознания и правовой культуры в обществе, формированию у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привитию им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека:
обеспечение скоординированной работы органов внутренних дел по правовой пропаганде и просвещению среди населения с целью повышения правосознания и правовой культуры в обществе, формирования у граждан нетерпимого отношения к нарушению закона, привития им законопослушного поведения и уважения к правам и свободам человека;
привлечение государственных органов и организаций, Общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот», Фонда «Нуроний» и других институтов гражданского общества в работу органов внутренних дел по правовой пропаганде и просвещению среди населения, направленную, прежде всего, на раннее предупреждение правонарушений, привитие гражданам нетерпимости к нарушениям закона;
участие в пропаганде правовых знаний и разъяснении населению сути и содержания норм законодательства, а также целей и задач осуществляемых в стране реформ;
реализация мер по социальной реабилитации и адаптации потерпевших от правонарушений, лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения;
организация и осуществление приема физических лиц и представителей юридических лиц, обеспечение рассмотрения и разрешения их обращений в порядке, установленном законодательством;
выработка и обеспечение реализации информационных, организационных и иных мер по правовой пропаганде и просвещению среди населения;
организация эффективного использования возможностей средств массовой информации, современных информационно-коммуникационных технологий в осуществлении работы по правовой пропаганде и просвещению среди населения;
к) в сфере организации эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров, а также правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел:
организация подбора, изучения и расстановки сотрудников органов внутренних дел, формирования резерва руководящих кадров, работы с ними;
анализ и оценка состояния кадровой работы, определение приоритетных направлений по ее дальнейшему совершенствованию и усилению кадрового потенциала органов внутренних дел;
своевременное выявление, пресечение и профилактика совершения сотрудниками органов внутренних дел злоупотреблений должностными полномочиями, фактов коррупции и других противоправных действий;
организация профессиональной, физической и боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел;
организация процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел;
обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательных учреждения органов внутренних дел;
организация духовно-воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, их поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности;
принятие мер по исключению случаев вмешательства в законную деятельность сотрудников органов внутренних дел;
организация охраны здоровья, оплаты труда, обеспечения жилой площадью, возмещения ущерба, причиненного имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких родственников в связи с исполнением служебных обязанностей, государственного пенсионного обеспечения, государственного страхования, а также оказания социальной помощи сотрудникам и их семьям в соответствии с законодательством;
обеспечение боевой и мобилизационной готовности органов внутренних дел;
организация деятельности лечебно-профилактических, спортивных, оздоровительных, дошкольных заведений органов внутренних дел.
Министерство может осуществлять и иные функции, предусмотренные законодательством.
Глава 3. Права и ответственность Министерства
8. Министерство для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право:
вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, а также поощрять граждан, оказавших помощь органам внутренних дел и отличившихся в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, профилактике правонарушений;
вносить в государственные органы, другие организации или должностным лицам обязательные для выполнения представления об устранении нарушений, а также причин и условий, способствовавших их совершению;
издавать совместно с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами постановления и иные акты;
безвозмездно использовать возможности средств массовой информации, учрежденных государственными органами, для установления обстоятельств преступлений, лиц, их совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и административного взыскания, а также лиц, без вести пропавших;
получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления деятельности органов внутренних дел, за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок;
создавать в целях предотвращения и раскрытия преступлений, других правонарушений информационные системы и базы данных с использованием технических и специальных средств;
учреждать в соответствии с законодательством печатные и электронные средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел, опубликования нормативно-правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по возложенным на органы внутренних дел задач;
на основе двухсторонних и многосторонних соглашений осуществлять международное сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран, общественными объединениями и международными организациями;
привлекать специалистов министерств и ведомств для проведения мероприятий, связанных с профилактикой правонарушений и борьбой с преступностью;
вносить предложения о создании государственных унитарных предприятий для совершенствования единого порядка оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
учреждать символику подразделений органов внутренних дел, в том числе нагрудные знаки отличия.
Министерство может иметь и другие права в соответствии с законодательством.
9. Министерство несет ответственность за качественное выполнение возложенных на органы внутренних дел задач и функций.
Глава 4. Организация деятельности Министерства
10. Министерство возглавляет министр внутренних дел Республики Узбекистан (далее – министр), утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
11. Министр:
обеспечивает общее руководство системой органов внутренних дел;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан предложения по организационно-штатным, финансово-экономическим, материально-техническим и другим вопросам по выполнению возложенных на органы внутренних дел задач;
вносит в установленном порядке изменения в структуры Министерства и его подразделений в пределах их общей предельной штатной численности;
вводит по согласованию с Министерством финансов дополнительные штатные единицы сотрудников соответствующих подразделений Министерства за счет средств, поступающих по договорам об оказании услуг в сфере охраны имущества и объектов, обеспечения общественной безопасности и других направлений деятельности, предусмотренных законодательством;
утверждает в пределах своей компетенции организационные структуры подразделений Министерства;
утверждает в пределах своей компетенции положения о подразделениях Министерства, в том числе типовые положения о территориальных органах внутренних дел;
представляет Министерство во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, населением, а также в международных организациях;
издает в пределах предоставленной Министерству компетенции приказы, инструкции, распоряжения, указания и иные акты, организует контроль их исполнения;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу органов внутренних дел;
отменяет решения (письменные указания) начальников территориальных органов внутренних дел, принятые с нарушением требований законодательных актов;
присваивает в установленном порядке специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, вносит Президенту Республики Узбекистан представление о присвоении званий генеральского состава;
учреждает стипендию Министерства, определяет размеры и условия выплаты такой стипендий слушателям и курсантам высших образовательных учреждений Министерства;
решает вопросы о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников органов внутренних дел, слушателей и курсантов высших образовательных учреждений Министерства, представляет к почетным званиям и государственным наградам Республики Узбекистан;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
12. Министр имеет семь заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.
В случае отсутствия министра его обязанности выполняет первый заместитель Министра.
В соответствии с распределением обязанностей заместители министра осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности Министерства.
По поручению министра его заместители издают в пределах своей компетенции распоряжения и указания.
13. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений, осуществляющих основные направления деятельности Министерства.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с реализацией основных задач, определяемых данным Положением.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, иных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
В случае разногласий между министром и членами коллегии, министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
14. В Министерстве могут быть созданы советы и комиссии для комплексного решения вопросов совершенствования деятельности органов внутренних дел. Состав советов и комиссий, а также их положения утверждаются министром.
15. Территориальные органы внутренних дел считаются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность согласно Положению, утверждаемому министром.
Территориальными органами внутренних дел руководят начальники, назначаемые и освобождаемые от должности министром, за исключением министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, назначаемого и освобождаемого от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с министром.
Территориальные органы внутренних дел независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.